Указ № У- 51 20 июня 2016 г. Печать

Копия:

В Аттестационную Комиссию

 

Определением моим

с 20 июня сего года вступают в силу изменения в «Положении об аттестации кандидатов для рукоположения в священный сан в Касимовской епархии».

О чем и дается настоящий Указ.

Приложение:

  1. «Положение об аттестации кандидатов для рукоположения в священный сан в Касимовской епархии» в редакции от 16 июня 2016 г. на 16 л.

епископ Касимовский и Сасовский

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об аттестации кандидатов для рукоположения в священный сан

в Касимовской епархии

Принято Епархиальным Советом 09 сентября 2014г. (Журнал № 8)

(С изменениями 2016 года)

Кандидат, представляемый к рукоположению в священный сан, должен пройти аттестацию, целью которой является установление факта соответствия духовного, телесного и психического состояния кандидата каноническим правилам Церкви, и определения, насколько это возможно, способен ли он понести столь ответственное служение.

Аттестацию организует и проводит Аттестационная комиссия при Епархиальном Совете Касимовской епархии под руководством Секретаря Епархиального управления.

Аттестация включает в себя следующие этапы.

  1. Направление Управляющему епархией рекомендации к рукоположению кандидата в священный сан от Духовной школы или духовника кандидата, и автобиографии последнего.

Прежде составления рекомендации, духовник кандидата или духовник Духовной школы должен провести с кандидатом исповедальную беседу на предмет выявления канонических препятствий к рукоположению. В случае обнаружения таковых, он, не направляя рекомендацию, должен сообщить Управляющему епархией об имеющихся препятствиях и принять его совет.

Также следует обращать внимание на место и годы обучения кандидатов в священство. Если в будущем окажется, что кандидат был выпускником Московской или Санкт-Петербургской духовной академии, Сретенской, Перервинской, Николо-Угрешской духовной семинарии или ПСТГУ в 2015 году или позднее, и при этом он не имеет документа о прохождении им практики, необходимо обратится за справкой в Комиссию по распределению. В случае выявления факта уклонения от командировки по распределению, условием хиротонии должно стать прохождение такой командировки.

  1. Беседа Управляющего епархией: с кандидатом,

с супругой кандидата,

с духовником кандидата.

  1. После встречи с указанными в пункте 2 лицами Преосвященный Управляющий епархией совершает исповедь кандидата. По результатам совершения Таинства Покаяния над кандидатом и исповедальной беседы Преосвященный принимает решение – продолжить подготовку к аттестации или отказать кандидату. Если решение оказывается положительным, кандидат действует в соответствии с пунктом 4.
  2. Представление кандидатом документов (по утвержденному списку) в Канцелярию Епархиального управления, ознакомление с ними и формирование личного дела. При необходимости запрос документов (характеристик, личного дела) с мест несения послушания (работы, учебы) кандидата.
  3. Представление кандидатом прошения на имя Управляющего епархией о рукоположении в священный сан.
  4. Направление кандидата на несение послушания алтарником и (или) чтецом (певцом) в кафедральный собор (на один из приходов епархии).

Представление Настоятелем собора (прихода) письменного отзыва о несении послушания.

  1. Экзамен на владение кандидатом необходимыми в служении знаниями и умениями (Программа экзамена – см. Приложение. Приветствуется приобретение кандидатом рекомендуемых пособий для формирования библиотеки священнослужителя. Часть материалов для подготовки к экзамену предоставляется кандидату Канцелярией Епархиального управления в печатном и электронном виде).

Экзамен проводится Аттестационной комиссией в полном составе.

  1. Ознакомление членов Аттестационной комиссии с личным делом кандидата, а также, при необходимости, запрос членами комиссии дополнительных документов через Канцелярию Епархиального управления.
  2. Заседание Аттестационной комиссии для принятия решения о возможности рукоположения кандидата в священный сан, на которое по решению комиссии могут быть приглашены иные лица, и на котором обязательно проводится собеседование с кандидатом.

Решение принимается большинством голосов, при равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

Голосующие «против» должны мотивировать свою позицию, которая фиксируется в протоколе.

Мнение Аттестационной комиссии вместе с личными делами кандидата подается в течение 3-х дней по принятию решения на усмотрение Управляющего епархией. Управляющий епархией ставит вопрос о возможном рукоположении кандидата на ближайшем заседании Епархиального Совета.

Приложение 1

Программа экзамена для кандидата к рукоположению

в сан ДИАКОНА.

  1. Православное вероучение.

Священная история Ветхого и Нового Заветов, Основы Православного вероучения (рекомендуемое пособие: Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий.)

Твердое и осмысленное знание Символа веры, Десяти заповедей, Заповедей Блаженств.

  1. Духовная жизнь.

Кандидат должен прочитать Новый Завет полностью к моменту экзамена;

знать текст Присяги ставленника;

показать твердое и осмысленное знание следующих молитв:

- начальных: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...», «Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...», «Отче наш...», «Приидите поклонимся...»;

- молитва святого Ефрема Сирина, молитва перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую...», тропари двунадесятым праздникам и своему святому, 50-й псалом, 90-й псалом;

- утренних: «От сна восстав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу-Хранителю;

- вечерних: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее...», «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу-Хранителю, «Ослаби, остави, прости, Боже…»;

- Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;

прочесть книгу «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна (Крестьянкина).

  1. Богослужение.

Кандидат должен свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке (в том числе: Псалтирь, Часослов, Богослужебный Апостол, Богослужебное Евангелие), а также знать наименование и начертание букв, надстрочных знаков, знаков препинания и чисел (от единицы до тысячи) церковнославянского языка.

Знание порядка и символики богослужения в объеме книги «Всенощное бдение. Литургия».

Учительное известие.

 

  1. Церковное пение.

Исполнение одного из следующих церковных песнопений: «Царю Небесный...», «Отче наш…», Символ веры, «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», тропари двунадесятым праздникам и своему святому.

Программа экзамена для кандидата к рукоположению

в сан ИЕРЕЯ.

  1. Вопросы экзамена для кандидата к рукоположению в сан диакона.
  2. Священное писание Ветхого (рекомендуемое пособие: Лопухин А.П. Библейская история. М., 1993.) и Нового Заветов (Четвероевангелие. Апостол. Архиепископ Аверкий (Таушев).
  3. Догматика. (Святитель Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катехизис)
    1. Краткий устав всенощнаго бдения, вечерни и утрени (из служебника).
    2. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.
    3. Последование архиерейских богослужений. Практика московской епархии. Иеродиакон Константин (Островский), Московские епархиальные ведомости (№5-6, 2002).
    4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
    5. Устав Русской Православной Церкви. Устав прихода.
    6. Памятка клирику Касимовской епархии.
    7. Инструкция настоятелю прихода.
    8. Основные юридические и экономические вопросы практической деятельности настоятеля прихода (памятка).
    9. Обязанности клириков. Прот.В.А.Цыпин, Церковное Право.
    10. Лествица преподобного Иоанна или Душеполезные поучения аввы Дорофея (на выбор).
    11. О духовничестве. Сборник статей.
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Подлинный старец бережно относится к каждому человеку.
  • Митрополит Сурожский Антоний. Беседа с корреспондентом журнала "Церковь и время".
  • Митрополит Солнечногорский Сергий. Беседа с корреспондентом журнала "Церковь и время".
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). Духовного отца надо искать по расположению своей души.
  • Определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года.
  1. Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) «Духовность и духовничество» (доклад).
  2. Архимандрит Киприан (Керн). Православное пастырское служение.
  3. Сборник статей для начинающего священника:
  • Поведение христианина по «Слову Жизни», т.е. по Евангелию.
  • Шесть слов о Священстве. свт. Иоанн Златоуст.
  • Преподобнаго Ѳеогноста о священствѣ. (Въ переводѣ преп. Паисія Величковскаго).
  • Священнослужитель в храме. Протоиерей Алексий Остапов.
  • В помощь начинающему священнику.
  • Ответы  на  вопросы  молодого  священника. Протоиерей Владимир Правдолюбов.
  • О  таинстве   покаяния.
  • В  помощь  кающемуся  пастырю. Протоиерей Серафим Правдолюбов.

Приложение 2

 

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ

ДЛЯ РУКОПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЩЕННЫЙ САН

Определение

Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

«О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности

Русской Православной Церкви»

Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

 20. Справедливым является замечание Предстоятеля Русской Православной Церкви о необходимости качественно нового подхода к образовательному уровню кандидатов в клир. Остаются неисполненными решения Освященных Архиерейских Соборов 2000 и 2004 года о допустимости рукоположения в священный сан лишь лиц, имеющих духовное образование или обучающихся в духовных школах. В связи с этим Освященный Собор определяет:

  • хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии;
  • хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви;
  • студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов;
  • клирикам, не имеющим в настоящее время духовного образования, надлежит в течение 2011 года поступить на заочный сектор семинарии или Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Возможные исключения из данных правил могут рассматриваться в Учебном комитете, с включением этих сведений в годовой отчет Учебного комитета, направляемый Патриарху. Если рукоположение в качестве исключения из упомянутого правила совершается в епархии, то информация об этом должна быть отражена в годовом епархиальном отчете.

С целью поддержания образовательного уровня священнослужителей необходимо разработать систему контроля знаний и повышения квалификации клириков, по крайней мере, тех, которые не имеют научной степени в области богословия или не преподают в духовных школах. Учебному комитету поручается внести соответствующие предложения Святейшему Патриарху и Священному Синоду.

О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве*

Документ принят 3 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.

2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать, согласно определению Всероссийского Церковного Собора «О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии» от 18 (31) июля 1918 года и определению Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста» от 2 января 1931 года, не ранее достижения ими 30-летнего возраста и «по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа».

3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское, академическое или иное высшее богословское образование, признаваемое таковым в Русской Православной Церкви. В случае если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, Патриаршем или архиерейском подворье, многоштатном городском приходе или монастыре по благословению правящего архиерея и под его общим контролем, а также под руководством опытного священнослужителя.

4. Решение о хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, принимается епархиальным архиереем на основании:

  • положительного представления епархиального совета, сделанного по итогам собеседования и изучения сопутствующих материалов;
  • личного прошения кандидата;
  • письменной рекомендации духовника кандидата;
  • письменной рекомендации ректора духовной школы, где обучался кандидат;
  • письменной рекомендации настоятеля храма или монастыря, при котором кандидат проходил практику.

5. Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия при этом монашеских обетов, включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.


*

  • Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права в период с 29.01.2010 по 01.10.2010.
  • 16.12.2010 проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии.
  • Проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25-27.01.2011 с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.
  • Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29.01.2011 под председательством Патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.
  • Священный Синод в своем заседании от 31.01.2011 определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора.
  • 03.02.2011 Освященный Архиерейский Собор принял документ.

Из Устава Русской Православной Церкви, глава XVI, раздел 2

Устав принят Архиерейским Собором 2013г.

 

23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;

б) быть совершеннолетним;

в) иметь необходимые нравственные качества;

г) иметь достаточную богословскую подготовку;

д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;

е) не состоять под церковным или гражданским судом;

ж) принять церковную присягу.

 

Приложение 3

Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению

Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Неспособность к священству.

Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству.

Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти.

В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным. Этого все же нельзя сказать о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененном как «неправильность». В целом, различение двух видов препятствий принято и в православном церковном праве.

Безусловно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеные лица не являются членами церкви, поэтому очевидно, что они не могут входить в состав ее иерархии.

Что касается женщин, то, по слову апостола Павла, «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (I Кор. 14:34). Это не значит, конечно, что женщины не могут прислуживать в храме или петь на клиросе. Не устраняются женщины-прихожанки и от управления хозяйственными делами в приходе, а также от службы в различных церковных учреждениях, не связанной со священнослужением. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они, разумеется, не были лицами иерархическими.

Виды препятствий.

Некоторые канонисты разделяют препятствия к священству на те, которые обусловлены недостатками рукополагаемого, и препятствия, связанные с совершением преступлений. «Другой разряд канонических препятствий, - отмечал А. С. Павлов, - имеет своим источником преступления или такие деяния члена Церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся; 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (Апост. 62, I Всел. 10, Анкир. 3);  2) ересь... (I Всел. 19, Каноническое послание Афанасия к Руфиану); 3) оскопление себя и других; 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия (Апост. 61, Неокес. 9, 10). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подвергались публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение; кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковноиерархические степени».

На практике различие между недостатками, например, нравственного порядка, и так называемыми недостатками веры, с одной стороны, и преступлениями - с другой, провести трудно, так как вторые невозможны без первых. Поэтому при классификации препятствий к священству их удобнее разделить иначе: 1) препятствия физического характера; 2) препятствия духовного характера; 3) препятствия социального характера.

Препятствия физического характера.

Среди них одни связаны с возрастом, а другие - с состоянием здоровья или телесными недостатками ставленника.

Для исполнения иерархического и даже причетнического служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, известный жизненный опыт, которые предполагают достижение определенного возраста.

Для поставления в диакона каноны устанавливают возраст 25 лет, а в пресвитера - 30 лет. Правило 14-е Трулльского Собора гласит: «...дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити. Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет, и диаконисса прежде четыредесяти лет да не поставляется».

В 15-м правиле того же Собора говорится: «Иподиакон да поставляется не прежде двадесяти лет возраста. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».

На практике, однако, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. Во всяком случае, почти неизвестны факты применения санкций, предусмотренных 15-м правилом Трулльского Собора.

Что касается возраста лиц, поставляемых во епископа, то каноны об этом умалчивают. Древние «Апостольские постановления» (11, 1) предусматривают для кандидата в епископы 50-летний возраст. В Фотиев «Номоканон» (Тит. 1:23) внесено положение из 123 новеллы Юстиниана, которая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень 35-летний возрастной ценз, а в исключительных случаях - 25-летний. Но церковной истории известны отступления от этой нормы, и даже весьма значительные. Имели место случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет.

О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. 123-я новелла Юстиниана, включенная в сокращении в «Номоканон», дозволяет ставить в чтецы 8-летних детей. А Вальсамон в толковании на соответствующую главу «Номоканона» пишет о том, что иногда в чтецы ставили и 3-летних младенцев. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в диаконы и пресвитеры можно посвящать по достижении гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет.

Физические недостатки и недуги сами по себе не могут служить препятствием к посвящению. Препятствием являются лишь те телесные недостатки, которые затрудняют священнослужение. 77-е Апостольское правило гласит: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». А в 78-м Апостольском правиле говорится: «Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Как отмечал А. С. Павлов, «по смыслу этого общего правила должны быть разрешаемы вопросы о безруких, безногих, одержимых падучею или неизлечимою душевною болезнию».

Что касается скопцов, то согласно 1-му правилу I Вселенского Собора, «Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити».

По толкованию Зонары, «оскопившим самого себя называется не только тот, кто собственными руками отсек этот член, но и тот, кто добровольно и без принуждения отдает себя другому на оскопление».

На основании 79-го Апостольского правила в клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».

Католическое право расширительно толкует условия к рукоположению, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза (так называемого канонического глаза - oculus canonicus), а также указательного пальца правой руки.

Препятствия духовного характера.

Они связаны либо с недостатками веры у ставленника, либо с его нравственными пороками, либо, наконец, с отсутствием необходимых знаний.

Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твердой, деятельной. О недостатке твердости в вере свидетельствуют случавшиеся прежде отпадения от Церкви. Поэтому в 10-м правиле I Вселенского Собора говорится: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

По толкованию Зонары, «не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Тайн, разве только при смерти».

Недостаток веры естественно предполагать и в том, кто обратился к ней в исключительных обстоятельствах, например, из-за страха смерти в случае тяжкой болезни - в так называемых «клиниках». Однако в случаях с «клиниками» речь идет не о безусловном запрете рукоположения. 12-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных».

Тщательному рассмотрению подлежат и те кандидаты священства. которые обратились к нашей вере из ереси. В 19-м правиле 1 Никейского Собора о бывших павлианах говорится, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены».

Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных - неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6).

80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.» Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора - на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический».

Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто «Детей имеет верных» (Тит. 1:6). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами».

Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва - учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов... поставляти на церковное начальство... таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову».

Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия. 61-е Апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир».

От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:7-8).

Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Согласно 14-му правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, «аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти».

От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть «Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения.

Во 2-м правиле VII Вселенского Собора говорится: «...Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священныя правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и постулата по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ». Требования относительно начитанности епископов в Священном Писании и канонах, выраженные в данном правиле, не высоки. Вальсамон объяснял это в своем толковании на рассматриваемое правило трудными обстоятельствами, в которых жила Православная Церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву VII Вселенского Собора.

В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава.

 

 

Препятствия социального характера.

Одни из них касаются семейного положения ставленника, другие - его обязанностей перед государством, третьи - его общественной репутации.

В отличие от католического права, православное церковное право не признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. В 8-м правиле св. Никифора Исповедника, которое помещено в «Пидалионе» и «Афинской Синтагме», сказано: «Дети, рожденные от наложниц или второбрачных или третьебрачных, если проводят жизнь достойную священства, могут быть священнослужителями».

Поэтому неосновательно суждение Н. С. Суворова, который считал, что в «восточном каноническом праве требование от посвящаемого законнорожденности» всего лишь «не высказано с такой ясностью, как в западном». В восточном церковном праве такого требования не существует вовсе. Вместе с тем, не принимая во внимание происхождение рукополагаемого, Церковь предъявляет строгие требования, касающиеся его поведения в браке. Церковные законы не допускают в клир второбрачных. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священнаго чина», - гласит 17-е Апостольское правило.

Разъясняя этот канон, Зонара отмечал: «Мы веруем, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быти произведенным в священство. Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства».

Требование безусловной моногамии Церковь предъявляла к кандидатам священства издревле. Александрийский Патриарх св. Иоанн Милостивый в 641 г. в ответ второбрачному богачу, обещавшему в благодарность за посвящение его в диаконы пожертвовать большую сумму на голодающих, сказал: «Лучше погасить солнце, чем нарушить Божественный закон».  А Киевский митрополит Петр Могила в 1663 г. ответил шляхтичам, просившим не лишать второбрачных сана: «Я не смог бы это сделать, если бы это сказал и ангел с неба».

Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18-е Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису. - В. Ц) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».

Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго» (8 прав. Неокес. Соб.).

Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. На основании 19-го Апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей - племянницей. А 36-е (45) правило Карфагенского Собора не допускает к рукоположению лиц, связанных браком с нехристианками и вообще с неправославными женами.

Все эти требования относятся лишь к низшим клирикам, диаконам и пресвитерам, ибо для епископов, согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным является безбрачие.

В Католической церкви со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. Впрочем, в Римской церкви целибат утвердился раньше, когда она еще хранила единство со Вселенским Православием, хотя обязательность его и отвергается канонами (13 прав. Трулл. Соб.).

Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением.

Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления,» а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови».

В древности, когда существовало рабство, рабам тоже возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое время и крепостные не допускались до рукоположения. Не могут быть кандидатами священства и лица, лишенные свободы по судебным приговорам.

Клирики непременно должны иметь добрую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, «Надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (I Тим. 3:7). Поэтому кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики (14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф. Соб.), содержатели игорных домов.

Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью могут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часто делаются относительно канонического возраста ставленника.