Календарь

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Баннер
Православие.Ru
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Просим разместить у себя эту графическую ссылку (баннер) на нашу страницу:


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Память блаженной кончины царевича Касимовского Иакова в Касимовском Казанском женском монастыре PDF Печать E-mail

20 января, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и день блаженной кончины Царевича Касимовского Иакова, Преосвященный епископ Василий совершил иерейским чином Божественную литургию в Казанском домовом храме Казанского женского монастыря г. Касимова.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Касимовского городского благочиния и секретарь епархиального управления протоиерей Иоанн Бобиков, клирик Никольского храма г.Касимова диакон Максим Степенькин.

За богослужением молились: заместитель главы администрации по экономике и финансам - начальник финансово-казначейского управления Ирина Ивановна Ганина, почетный гражданин Рязанской области Зоя Николаевна Козлова, директор Касимовского центра поддержки предпринимательства - Ольга Николаевна Харитонова, благотворители и прихожане святой обители.

Пел сводный хор под руководством регента иерея Симеона Малофеева.

На сугубой ектении были возглашены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Преосвященный Владыка вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения Архипастырь отслужил заупокойную литию по блаженному царевичу Иакову Касимовскому и обратился к участникам богослужения со словами назидания.

Затем Владыка подарил на память о торжестве игумении и сестрам обители книги о святом праведном протоиерее Иоанне Кронштадтском: из дневниковых записей воспоминания современников.

В ответ игумения Феодосия подарила епископу Василию икону преподобного Серафима Саровского.

Фото – Вадим Затухин

 

IMG_8520IMG_8524IMG_8527IMG_8531IMG_8537IMG_8543IMG_8548IMG_8554IMG_8559IMG_8567IMG_8570IMG_8577IMG_8585IMG_8586IMG_8591IMG_8592IMG_8594IMG_8599IMG_8600IMG_8601IMG_8610IMG_8613IMG_8617IMG_8621IMG_8631IMG_8639

 

 

Царевич Яков Васильевич и окончание периода Касимовского ханства.

(1652 или 1660 - 7.01.1677, г. Касимов, ныне Рязанская обл.), подвижник благочестия, касимовский царевич Иакова, сын касимовского царевича Василия Арслановича (Сеид-Бурхана) и Марии Никифоровны Плещеевой (дочери Н. Ю. Плещеева). Дед Иакова. Васильевича. Арслан Алеевич, приходившийся внуком сибирскому хану Кучуму, был последним касимовским царем, исповедовавшим мусульманство (умер в 1627 году, похоронен в Касимове).  Его супруга, бабушка Иакова. Васильевича, Фатима Султан Сеитовна (урожденная. Шакулова), по преданию, была тайной христианкой. Под влиянием матери царевич Сеид-Бурхан заинтересовался христианством.  В том же 1627 году основывается монастырь, и как уже было сказано на земле подаренной Фатимой. И все последующие годы до крещения сына, монастырь получал помощь от нее. В сер. XVII  во многом благодаря проповеди архиеп. Рязанского и Муромского сщмч. Мисаила (1651-1655), имел место массовый переход касимовских мусульман в Православие. Он сыграл не последнею роль в судьбе Касимовского царевича. В 1654 г. 38-летний Сеид-Бурхан принял христианство, получив в крещении имя Василий (при этом он потерял право стать касимовским царем, но по настоянию из Москвы, сохранил управление городом). Дети Василия Арслановича также были крещены и носили христианские имена: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. Таким образом, Василий Арсланович был первым христианским царевичем Касимова, и одному из его сыновей — Царевичу Иакову суждено было особенно прославиться своей благочестивой и святой жизнью. Царевич Василий Арсланович и жена его Мария Никифоровна были истинными христианами, отличались благочестием и добрыми делами, в духе христианской религии воспитывали и детей своих. Под покровительством Василия Арслановича Касимов и касимовский край быстро начинают менять свой магометанский и языческий облик на облик христианского края. Край этот начинает быстро заселяться русскими. Строятся и умножаются православные церкви. При Василии Арслановиче в самом Касимове было уже 9 православных церквей, тогда как татарская мечеть была только одна. Но тем не менее, большую часть своей жизни Василий, царь Касимовский, провел в Москве, при дворе Государевом.  Разряды и другие документы полны известиями об его прибывании в столице и приездах ко двору. Приезды эти из Касимова в Москву, судя по разрядам (документах о Государевых приемах),  были достаточно регулярны и так было до самого конца его земной жизни. Занимаясь важными вопросами, и участвуя в боевых походах, помогая Государю, царевич Василий однако не забывал и своем городе, и о монастыре. Он пожертвовал монастырю часть своих вотчин вне пределов города Касимова. Наконец, до самой своей смерти он полностью давал содержание одеждой и продуктами всем насельницам монастыря. Царица Фатима и сестры Иакова Васильевича. пожертвовали в монастырь собственноручно вышитую серебром ризу для Казанской иконы Божией Матери. Другая икона, в шелковой ризе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, была вкладом Марии Никифоровны, матери Иакова Васильевича. Семья царевича также устроила для чудотворной Казанской иконы бархатную ризу, шитую жемчугом и драгоценными камнями. Царевичи же которые оставались в Касимове, тоже не оставались в стороне пожертвовав 6 икон, называемых царскими. (см внизу примечние 1)  Вот та среда, в которой рос и воспитывался Царевич Иаков. Бабушка Фатима, благочестивые и добродетельные родители старались воспитать своих детей в духе истинного христианства, в духе Евангелия. Своей жизнью, своими добрыми делами они давали высокий пример и образец для подражания. Их заботы о христианском воспитании детей принесли добрые плоды, но особенно сильно и глубоко восприял основы христианства, истину Евангелия, их третий сын — Царевич Иаков. Своей христианской жизнью, своими добродетелями он выделялся среди своих братьев и невольно обращал на себя внимание всех окружающих. Рано научившись грамоте, Царевич Иаков с увлечением отдался чтению книг Священного Писания. Это увлечение Царевича Иакова осталось до конца его жизни и наложило особенную печать на его личность и на всю его жизнь. Его братья — особенно Михаил, Василий и Иван, соответственно своему положению, как царевичи, занимались военными и общественными делами, уделяли много внимания управлению своими многочисленными вотчинами и имениями. Они даже жили большею частию в Москве при дворе Государя, где мы их видим вместе с отцем Василием Арслановичем на торжественных царских приемах и выходах Государя, на его парадных обедах вместе с другими придворными высокопоставленными сановниками. Царевича Иакова не привлекала эта пышная обстановка царских палат, не интересовал блеск и почести придворной жизни. Его интересы были направлены в другую сторону—в сторону углубления и усовершенствования своей религиозно-нравственной жизни, в сторону добродетели и подвижничества. Особенно это настроение укрепилось в душе Царевича после чудесного его исцеления от Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Будучи еще юношей он заболел горячкою, помощи от врачей не было, Царевич был накануне смерти. Не надеясь более на помощь земную, он прибег с горячей молитвой к Царице Небесной, был отслужен молебен перед Ее Чудотворным образом Казанской Божией Матери — моление старицы Устиньи. После молебна Царевич быстро поправился.

Он горячо благодарил Царицу Небесную за дарованную ему милость и в благодарность за исцеление пожертвовал в Казанский монастырь два богатых священнических облачения, тканые серебром по красному рытому бархату. После чудесного своего исцеления Царевич Иаков совершенно устранился от всяких мирских дел. Он стремился оторваться от привязанности ко всему земному. Особенно полюбил он Казанский монастырь, часто бывал там и молился пред Чудотворной иконой Казанской Божией Матери.

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. (Мф 19:21) – в отличие от Евангельского юноши, царевич Иаков внял этому призыву Господа Иисуса Христа. Он входил в нужды монастыря, старался помогать ему материально и пожертвовал монастырю все свои имения, полученные в наследство от отца своего Василия Арслановича. Еще в начале XX века, жители окрестностей села Ерахтур и села Мышцы, тех мест, где были имения Царевича Иакова, с особенным благоговением чтили его память и чаще других совершали паломничества на его могилку.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5:11-12). Он хорошо усвоил Евангельские уроки, хорошо показывая это на примерах своей жизни, и стремился к святости. Подвижническая жизнь Царевича Иакова, его истинно-христианская настроенность, широкая щедрая благотворительность, и особенно Казанскому монастырю, вызывали сильное неудовольствие и озлобление со стороны части его соотечественников касимовских татар. Считая его отступником от магометанства и предателем, фанатики татары не могли равнодушно относиться к нему. Они причиняли ему много обид и огорчений и в пылу своего гнева искали случая даже убить его.

Рассказывают, что однажды, улучив удобный момент, на окраине города, озлобленные татары напали на беззащитного Царевича и начали избивать его. Били настолько сильно, что Царевич потерял сознание. Разбойники, думая, что он убит, убежали, а Царевич очнулся, пришел в себя и кое-как с большим трудом дополз до первой убогой избушки, хозяева которой приняли в нем участие. Но Царевич, не надеясь остаться живым, первым долгом причастился Святых Таин и принял Соборование. Он радовался, что и его сподобил Господь пострадать за веру Свою и претерпеть мучения от своих гонителей и врагов веры Христовой. Мы не знаем обстоятельств смерти Царевича Иакова. Известно, что умер он в Казанском монастыре в 1677 году 7 января еще в молодых годах. По всей вероятности, ему было около 25, по другим сведениям 17 лет. Известно, что перед смертию он завещал похоронить себя в Казанском монастыре около церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, что и было исполнено после его смерти. Позднее над могилой Царевича Иакова еще в древние времена была поставлена каменная часовенка, но она обветшала от времени и была возобновлена в начале XX столетия при игуменьи Рафаиле. К сожалению, портрет Царевича Иакова, когда-то имевшийся в монастыре, не сохранился. Но считаем не лишним сказать, что по дошедшему до нас преданию и со слов тех людей, которые видели портрет Царевича, он был изображен на нем молодым человеком в возрасте около 25 лет, стоящим во весь рост, с открытой головой, в длинной одежде, похожей по своему покрою на священнический подрясник. Волосы на голове коротко подстрижены и лежат прядями несколько набок, заметны небольшие уста и маленькая борода; цвет волос черный. Лицо Царевича продолговатое, худое и очень бледное. Интересно, что многие видели Царевича Иакова во сне, и при этом все одинаково описывают его внешний вид очень сходно с тем, как он описан выше. Память о Царевиче Иакове, как о человеке святом, богоугодной жизни, как о подвижнике и щедром благотворителе, всею душею любившем Касимовский Казанский монастырь, прежде свято хранилась в Казанском монастыре. Свято хранится память о нем и среди многочисленных почитателей его — христиан православных.

Василий Арсланович скончался в Москве в 1679 году, и был погребен в Московском Златоустовском мужском монастыре вместе со своим сыном царевичем Никифором Васильевичем. Златоустовский монастырь служил местом погребения царевичей Касимовских.

После его смерти его мать Фатима была назначена царицей Касимовской. И ей достался тяжелый крест, (со смертью внука и сына), который она мужественно несла до самого конца.  Это была последняя царица, так как после ее смерти около 1681 года Касимов и все царство Касимовское окончательно было присоединено к России и совершенно слилось с нею.

Царица Фатима не менее Василия Арслановича заботилась о Казанском монастыре, подобно своему сыну помогала монастырю всем, чем могла, и полностью содержала сестер на свои средства. Все время с самого основания монастыря и до самой смерти (с 1627 по 1681 год), царица Фатима вместе со своими родственниками оказывала помощь монастырю. Таким образом весь начальный период своего существования, монастырь пользовался покровительством Касимовских ханов и царевичей, которые помогали ему развиваться. Со смертью царицы Фатимы заканчивается и эпоха царства Касимовского, а значит и монастырю приходится искать поддержки, уже у других покровителей. Так начинается и уже другой период в развитии и самого города Касимова.

После смерти Фатимы по городу распространились слухи, будто ханша была задушена ночью собственными придворными, прознавшими о её намерении тайно принять Православие.

Немного смущает только одно: по утверждению доктора  исторических наук А.В Белякова: «отсутствие имени царевича Иакова в синодике своего отца Василия Арслановича (РГАДА. Ф. 188. Оп.1. Д.49. Л. 108.)» и предлагает свое объяснение: «Наличие несовершеннолетнего незаконнорожденного сына  у касимовского царевича [Василия Арслановича]». Его же цитиата в развернутой форме: «Не все понятно с царевичем Яковом. Вполне возможно, что этот ребенок от первого брака Василия Арслановича, о котором на настоящий момент свидетельств не сохранилось, рожденный еще до принятия царевичем православия» Но делает оговорку «Однако необходимо признать всю шаткость сделанных нами предположений. Утверждать конкретно можно только при нахождении новых документов, хотя бы косвенно касающихся биографии царевича Иакова».

Здесь можно немного дополнить мысль доктора А.В Белякова. Если утвержается что царевичу Иакову было 25 лет, а год рождения его 1677 был указан на надгробии, то год его рождения должен быть 1652. Год грещения его отца 1654.Тогда версия доктора А.В Белякова должна подтвержаться. И отсутствие его имени в синодике отца, получает свое подтверждение. И мать его должна быть не Мария Некифоровна. Но все том и дело что ничего нельзя утверждать наверняка. Потому что по другим сведениям ему было 17 лет. Тогда он родился в 1660 году. И тогда все же его матерью должна быть Мария Некифоровна. Более точно узнать его возраст и некоторые факты его жизни поможет исследование его мощей (если их найдут.).

Источники:

1. Рязанские епархиальные ведомости 1892,  № 1-24 с.317-322

2. Николай Правдолюбов, сщмч., Владимир Правдолюбов, мч. Блж. Иаков, царевич Касимовский. М., 2005.

3. ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ - статья на сайте Православной энциклопедии 2014 год. (http://www.pravenc.ru/text/200317.html)

4. Н.И. Шишкин.  История города Касимова с древнейших времен 1891 год.  с110

5. Записки Императорской Академии Наук. Т. IV. Кн. 2, стр 120-123

6. Беляков Андрей Васильевич "Инкорпорация тюркской знати в России: чингисиды в московском государстве XV-XVII в. Специальность: 07.00.02 - Отечественная история. Диссертация  на соискание степени доктора исторических наук. г.Москва 2017г. с.301-303, с.131.

Диссертацию можно скачать с сайта Института российской истории РАН.

(http://www.iriran.ru/?q=node/1659)

(http://www.iriran.ru/sites/default/files/BeljakovDiss.pdf)

7.Материал «В храме апостола Фомы на Кантемировской пройдёт молебен на татарском и церковнославянском языках на сайте Православие.Ru

(http://www.pravoslavie.ru/109269.html)

 

Примечание 1: Иконы эти следующие: 1)Икона старинной хорошей живописи Русской по видимому, времен царя Михаила Федоровича; по краям обвод серебрянный, позлоченный; на верху надпись: "Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии" 2) Иконы св. ап. Силы и Силуана; оклад серебрянный, позолоченный; 3) Икона "Св. Великомуч. Никита"; над ликом Спасителя, изображенного на верху с лева в углу -  венцы серебряные; 4) Икона Казанской Божией Матери; живопись потерта; венцы над ликами Божией матери и Спасителя, и по краям обвод - серебрянные; 5)Икона Божией Матери Одигитрия, оклад серебрянный, позолоченный; 6) Икона Успения Божий Матери, оклад медный.

Источник: Затухин В.В. Казанский женский монастырь. г.Касимов, версия 2-я

2013-2018 г.г. с.14-18.

 
 
1995369.jpg

Предстоящие Архипастырские служения

16 февраля. Суббота

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского

17:00 – Всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова

17 февраля. Воскресенье

Неделя о мытаре и фарисее. Собор святых Пермской митрополии

08:45 – Божественная литургия в Троицком храме р.п. Тума Клепиковского района

Сайты благочиний

Ермишинское благочиние:

selishipsd

Кадомское благочиние:

selishipsd

Касимовское городское благочиние:

selishipsd

Гусевское благочиние:

Елатомское благочиние:

yspsabyrpsd

Заречное благочиние:

Клепиковское благочиние:

Тумское благочиние:

Tuma

 

 

Пителинское благочиние:

chychkov1

Сасовское благочиние:

Чучковское благочиние:

chychkov1

Шиловское благочиние:

1chsilovo

Заокское благочиние:

2schilovo

Пятницкое благочиние:

3schilovo

 

Монастыри

п. Кадом :

kadjemon 5

с. Красный Холм:

krasnyholm 5

г. Касимов

KasimKaz

Объявления

Конструктор  Prihod.ru - площадка для создания православных ресурсов в интернете

Архив новостей

< Января 2019 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Православный вестник

pravvestnik

Православная инициатива