Календарь

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Баннер
Православие.Ru
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Просим разместить у себя эту графическую ссылку (баннер) на нашу страницу:


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Преосвященный епископ Василий: «Главное – быть врачом душ человеческих» PDF Печать E-mail

Еще совсем недавно Касимов встретил своего нового архипастыря. Какие шаги он примет в первую очередь в своем новом назначении, на что будет обращать пристальное внимание? С этими вопросами мы обратились к епископу Касимовскому и Сасовскому Василию.



Чем выше карьерная ступень, тем выше ответственность 

- Владыка, как Вы восприняли новость о новом назначении?

- Неожиданно для меня это было. Я не готовился к этому. Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Для многих архиерей – это человек, который обладает определенной властью. Для меня это крест, как и для других епископов. Когда мы наблюдаем со стороны, то нам кажется, что людям, облеченным властью, очень легко живется. На самом деле, чем выше карьерная ступень, тем выше ответственность и тем больше проблем наваливается на тебя. Но за всю свою жизнь я всегда с почтением относился к священноначалию. Что меня благословляли делать, то я и делал, поэтому и здесь я не мог ослушаться. 

- Изменилось ли что-то в Вашем мироощущении, когда в храме Христа Спасителя Вы были наречены в епископа? 

- Я настолько сильно переживал в эти дни, нервы были настолько натянуты, что каждое событие было особенным. Первоначально планировалось провести наречение в Даниловом монастыре, это место спокойное. А храм Христа Спасителя, как лобное место: торжество, пышно все проходит, столько людей, прессы... Было настолько все волнительно, я так сильно переживал, все было, как во сне. 

 

«А приходи ко мне иподьяконом…»

- Вы родились и выросли в семье священника, когда к Вам пришло решение о выборе духовного пути?

- Родители всегда желали, чтобы я стал священником, и настраивали на это. В детском возрасте я в церкви пономарил, мне это очень нравилось. Выходил со свечой, кадило подавал. В среднем возрасте я стал реже бывать в храме: одна школа, вторая была, хотелось еще и свой досуг иметь. У меня получалось быть на службе в субботу вечером на Всенощной и в воскресенье утром на Литургии. Со сверстниками мысли о священстве реже возникали. В старших классах перед всеми стояла острая проблема, это были 90-е года, время тяжелое для нашей страны: куда идти? Многие профессии были не востребованы. Нас приглашали даже поступить без экзаменов на физико-математический факультет - не нужны были люди науки, нужны те, кто делает бизнес. Учился я неплохо, без троек: сзади не отставал, вперед не вылезал. Куда-то идти учиться в институт – а потом что? На какой-то престижный факультет у родителей не было денег, да и не хотелось мне туда. За год до окончания школы мы с отцом приехали к владыке Симону, ныне покойному митрополиту. Он поговорил со мной и предложил: «А приходи ко мне после школы иподьяконом». Я, конечно, видел, что с архиереем приезжают молодые ребята в стихарях. Мне это нравилось. Год я размышлял. На второй день после выпускного я приехал к владыке. Каких-то метаний, сомнений не было.

- Светское образование Вы получили уже после окончания духовной семинарии. Зачем Вам это было нужно? И почему выбор пал на юриспруденцию?

- Две стороны у медали. Я служил на приходе, довольно бедном. За этим однообразием и рутиной, которую всегда боюсь, мне хотелось заняться учебой. Я спросил владыку Симона, можно ли мне поступить в Духовную академию. Он объяснил, что тогда можно было поступать только преподавателям духовных училищ или семинарий. Я немного расстроился, но подумал: а почему бы не пойти в светский вуз? Это тоже движение вперед. Мне хотелось поступить на исторический факультет, так как историю я всегда любил и люблю. Но так получилось, что на экзамены я опоздал. Оставался только юридический факультет. Вторая сторона медали стала раскрываться позже. В жизни священнику, настоятелю, часто приходится сталкиваться с различными государственными учреждениями, законами, нормативными актами, всевозможными бумажками. Юридические знания помогли мне как руководителю прихода - нужно было много знать того, чему в семинарии не учили. Либо ты будешь зависеть от кого-то, либо будешь разбираться сам. 

«Нигде не бывает все идеально»

- Как Вам показался Касимов, какие первые впечатления от города?

- Я часто в Касимове бывал. Город всегда мне нравился с точки зрения архитектуры. Но хотелось, чтобы он был почище, поменьше было разрушенных зданий, побольше отремонтированных. Город старинный. Надо беречь старину. Хорошо, когда все утопает в зелени, разбиты клумбы. Не только власти должны заботиться о городе, но и сами люди: например, взять и выкосить около своего дома траву… А то считается, что «моя территория до забора, а за ним - уже не моя», там и помойку можно устроить. Мы иногда власти обвиняем, что они такие бездеятельные, а мы и сами-то не лучше. Иногда едешь по дороге и видишь: открывается окно, а из него пакет с мусором вылетает. А ведь сейчас на всех заправках есть урны, у магазинов… Смотрят дети на нас, учатся у нас. Я считаю, и власти, и сами люди должны заботиться о своем городе. 

- Была ли «передача дел» от прежнего управляющего Касимовской епархией Владыки Дионисия: на что обратить внимание или какие-то болевые точки? Или Вы с ним по этому вопросу не встречались?

- У нас был назначен временный управляющий митрополит Марк, мне от прежнего архиерея ничего не передавалось. А уже владыка Марк указал мне, на что обратить внимание. Нигде не бывает все идеально. Есть и свои трудности. Например, с финансированием православной гимназии, это негосударственное учреждение. 

- Попадет ли Православная школа в зону Вашего пристального внимания?

- Несомненно. Хорошо, что она у нас есть. Но первоначально финансирования хватало, а сейчас нет. Буду разбираться, буду пытаться все выяснить: где оптимизировать, где, наоборот, что-то развивать. Хотелось, чтобы Православная школа поддерживала религиозный уклон и в то же время не надо забывать об общеобразовательных предметах, потому что не все дети будут связывать свою жизнь с церковной деятельностью. Не все станут священниками, не все пойдут в семинарию, кто-то захочет получить высшее образование. Плохо будет, если каких-то знаний будет недоставать. Мне бы хотелось, чтобы гимназия давала и религиозное, и светское образование в полной мере без всякого изъяна для учащихся. 

«Должен быть диалог» 

- Наверняка, Вы уже познакомились с деятельностью епархии. На что Вы обратите внимание в первую очередь?

- Любой архиерей всегда начинает с богослужений, чтобы священники не забывали, что они должны не только требы совершать, но призваны заниматься благовестием. А это Литургия, проповедь, участие священника в жизни прихода. Главная задача пастыря – быть врачом душ человеческих, а уже во вторую очередь заниматься требами, административным делами. Общение настоятеля со своими прихожанами - есть ли оно? Или отслужил Литургию, и все разошлись? Я вспоминаю свой приход. Никогда бы ничего не сделал, если бы не было соработничества с прихожанами. Мы себя чувствовали одним целым. Были трудные приходы, которые организовывались с нуля. Если священник своих прихожан отталкивает, то он обречен на то, что останется один перед проблемами. Священнику важно, чтобы он был и центром прихода, и не задавливал своим авторитетом. У нас в церкви все строится на иерархии, но где-то на приходе полезна бывает и демократия, чтобы можно было обсудить проблемы. Священник, да и епископ, не всегда может быть прав. Должен быть диалог. Никогда ничего не может созидаться, если нет конструктивных действий. На такие моменты я в первую очередь буду обращать внимание. 

- Какое еще направление будет приоритетным?

- В своем напутственном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал, что надо в первую очередь не храмы новые открывать, а заботиться о просвещении людей, о людях молодого возраста. Сегодня многое отдается на откуп школе, семье, государство постепенно уходит от этого. С одной стороны, что-то создается для молодежи, с другой - многое только на словах, а в реалии молодые остаются не у дел. В советское время были пионеры. Пусть все это взято с Запада, у скаутов, зато была какая-то идея у людей. Подростки не чувствовали себя одинокими, брошенными, их проблемы кого-то волновали. Вспомните книгу «Тимур и его команда». Подростки хотят чувствовать, что они кому-то нужны. А когда мы даем им по рукам: вы еще не знаете, маленькие еще… Неправильно это. Церковь должна тоже вносить лепту в их воспитание, не отстраняться от них, тем более что их души довольно нежный материал – можно ненароком разбить, можно испорть, заразить тем, что будет всю жизнь разлагать этого человека и не даст ему быть цельной личностью, цельной натурой. Патриарх просил обратить на это внимание. По мере возможности и времени, это для меня будет одним из приоритетных направлений. Хотелось, чтобы подключились и наши административные ресурсы, помогли найти точки соприкосновения. Мы готовы к любым видам сотрудничества, лишь бы они лежали в нравственно приемлемом ключе. Подрастающее поколение – это наше будущее. 

- Сейчас молодые люди много времени проводят в соцсетях. Считаете ли Вы возможным, чтобы церковь общалась с ними и через эту форму в том числе?

- Соцсети – это такая вещь, которая очень сильно затягивает человека, уводя его от реальной жизни. Я вспомнил, как приходит ко мне одна из прихожанок и говорит: «Когда привозят ко мне внуков, я бы рада с ними посидеть, поговорить, но один глядит в ноутбук, другой – в планшет. Они сидят в одной квартире по разным углам и общаются друг с другом через соцсети. Мне даже страшно: они, как роботы, становятся». Везде нужно знать чувство меры. Например, животное никогда не съест больше, чем нужно. А человеком чувство меры теряется. Церкви нужно присутствовать в соцсетях. Но важнее живое общение: форум, собрание с молодыми людьми. Интернет – это вещь анонимная. И ты не знаешь, кто сидит за этим ником: ребенок, взрослый или целый коллектив трудится, как их называют, интернет-тролли, чтобы тебя вывести из равновесия, задеть, чтобы ты сказал то, за что могут тебя зацепить. Тяжело бывает даже священнику остановиться в подобной переписке. Самое лучшее – это живое общение, когда видишь глаза того, кто общается с тобой.

С батюшкой за кружкой чая

- Будут ли продолжаться начатые работы по восстановлению Казанского монастыря?
- Нельзя монастырь организовать указом архиерея. Ни приходы, ни монастыри не должны организовываться сверху. Всегда это было желание людей. Люди объединяются, находят стороны соприкосновения, едут к правящему епископу. Он рассматривает вопрос, где будет совершаться богослужение, жить священник, на что он будет содержать семью. Если всего этого будет достаточно, то организовывается приход, дается священник, если нет, то пока временно будет приезжать батюшка, служить несколько раз в месяц. Так и монастыри. Преподобный Сергий, когда пришел в лес, там никого не было. Его авторитет, его молитвенное горение привлекло людей, а не потому что сверху приказали. Здесь будет зависеть от того, захотят ли люди сами быть в этом монастыре, будут ли приходить новые послушницы. От епархии всегда будет поддержка. Начинание хорошее. Надеюсь, что Господь все управит. 

- Какой личный или опыт рязанских приходов Вы бы хотели перенести на касимовскую землю? 

- Владыка Марк принес на рязанскую землю очень хорошую традицию – совместные чаепития, когда настоятель храма после службы вместе со всеми пьет чай. Это ведь не требует каких-то больших усилий, непомерных для прихода затрат. Это требует желания и времени, чего, к сожалению, многие не хотят себе позволить: я лучше отдохну, у меня дела какие-то более важные есть. А для некоторых людей, которые пришли в храм, это чаепитие - единственная возможность пообщаться. Многие приходят в храм не потому, что им хорошо, а потому что им плохо. Они ищут Бога не потому, что у них все прекрасно, а потому что у них есть проблемы. У наших бабушек какая проблема? Одиночество. А тут все вместе посидели, поговорили, душу отвели. На всю неделю хватит. Священник потратил часть своего времени, и люди будут лучше к нему относиться, с доверием, потому что он будет вместе с ними общаться, он не будет тем, кто отделен алтарной перегородкой. Не зря говорят «предстоятель». Если он прихожан своих не знает, за кого он может предстоять? Мне бы очень хотелось, чтобы эта традиция в нашей епархии укоренилась. 

Беседовала Марина ЛЕБЕДЕВА
Фото Ольги Поляковой

 
 
011.jpg

Предстоящие Архипастырские служения

 
24 августа. Суббота

08:45 – Освящение предела в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в храме Смоленской иконы Божией Матери с. Высокие Поляны Пителенского района

17:00 – Всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова

25 августа. Воскресение

Неделя 10-я по Пятидесятнице

08:45 – Божественная Литургия в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова

Сайты благочиний

Ермишинское благочиние:

selishipsd

Кадомское благочиние:

selishipsd

Касимовское городское благочиние:

selishipsd

Гусевское благочиние:

Елатомское благочиние:

yspsabyrpsd

Заречное благочиние:

Клепиковское благочиние:

Тумское благочиние:

Tuma

 

 

Пителинское благочиние:

chychkov1

Сасовское благочиние:

Чучковское благочиние:

chychkov1

Шиловское благочиние:

1chsilovo

Заокское благочиние:

2schilovo

Пятницкое благочиние:

3schilovo

 

Монастыри

п. Кадом :

kadjemon 5

с. Красный Холм:

krasnyholm 5

г. Касимов

KasimKaz

Объявления

Конструктор  Prihod.ru - площадка для создания православных ресурсов в интернете

Архив новостей

< Декабря 2018 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Православный вестник

pravvestnik

Православная инициатива