Календарь

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Баннер
Православие.Ru

Просим разместить у себя эту графическую ссылку (баннер) на нашу страницу:

Путешествие в Севастополь PDF Печать E-mail

Облака. Облака, а еще ниже, под ними – море. И… это что, в самом деле, - Керченский мост? Ну, ничего себе! Значит, точно в Крым летим. И, более того – почти прилетели.

Первый раз лететь в самолете – немного страшно. Правда, перед посадкой я уже практически не боялась – прилетели ведь, что может случиться-то?

Симферопольский аэропорт, совершенно не похожий на Внуково. Но мне там тоже понравилось. Хотя, конечно, в московском аэропорту все такое внушительное…

Прилетели мы уже вечером, пока получили багаж и вышли из аэропорта, уже почти стемнело. Словом, по дороге из Симферополя до Севастополя (а ехали мы на такси и вместе с Людмилой Анатольевной Анисаровой, рязанской журналисткой) мы мало что смогли увидеть из окон микроавтобуса.

Приехали в Севастополь, заселились в гостиницу «Вилла Венеция» и через некоторое время улеглись спать. Дорога из Касимова в Севастополь заняла целый день, и был этот день отнюдь не легким.

Мы – актив музея имени адмирала А.П.Авинова: Виталина Романова, Илья Турчак, Даниил Муратов и Дина Галкина, наш руководитель, Владимир Алексеевич Муратов - приехали в Севастополь, чтобы посетить места, связанные с именем адмирала А.П.Авинова, а также, по возможности, восстановить память о нем – в Севастополе почему-то немногие знают имя Александра Павловича Авинова, который служил в этом городе долгое время и был военным губернатором города. А с именем нашего славного земляка в городе-герое связано многое: это и знаменитая Графская пристань, и Михайловская и Константиновская батареи – одним словом, культурная программа у нас была очень насыщенная. А помимо музеев, нам нужно было еще и выступить в одной из севастопольских школ с докладом и наладить сотрудничество с севастопольскими школами… Задач много, а времени – неделя – тоже немало.

Но в первый день нашего пребывания в Севастополе мы не попали ни на какие экскурсии, так как музей Черноморского флота оказался закрыт, а просто гуляли по центру города. С этого первого дня у меня осталось неизгладимое впечатление о Севастополе: это очень теплый, уютный и зеленый город. Причем теплый не только по климату, но и по своей атмосфере. Кстати говоря, за все время нашего пребывания в Севастополе ни разу не было дождя и погода стояла просто замечательная – и не скажешь, что сентябрь. Ощущение, будто снова в июль вернулись.

Улицы в Севастополе узенькие и извилистые, со множеством спусков и подъемов – Крым же, горы. А море… так бы и смотрела на него, не отрываясь. В общем, без всяких раздумий можно сказать – Севастополь – удивительный город!

В тот первый день мы побывали на Графской пристани, на набережной, у памятника затопленным кораблям, у памятника Нахимову, и вернулись в гостиницу. Правда, оказалось немного сложно найти ее – «Вилла Венеция» расположена на окраине города, и чтобы добраться до нее, пришлось нам немножко поблуждать… но было это лишь один раз.

А на следующий день уже по-настоящему началась наша культурная программа. С утра мы поехали в школу – это была школа №4 им. А.Н. Кесаева. Мы выступили перед школьниками, рассказав им о нашем городе, школе и отдельно – о нашем музее. А после этого директор школы, Александр Николаевич Емец со своей помощницей, ученицей 11 класса, провели для нас очень интересную экскурсию по своему школьному музею, посвященному российским морякам-подводникам и конкретно Герою Советского Союза Астану Николаевичу Кесаеву, чьим именем и названа школа. В этом музее очень много интересной информации и экспонатов, которые по большей части были найдены при раскопках в самом Севастополе и его окрестностях. Мы обменялись опытом музейной работы, и заключили договор о сотрудничестве между школами.

А после школы нам предстояла тоже очень важная поездка: в музей истории Черноморского флота. Этот музей – сам по себе уникальное место. Все там производит неизгладимое впечатление, начиная от фасада здания и внутреннего дворика, где пушки времен первой обороны Севастополя стоят рядом с вполне современными корабельными ракетами. А уж экспозиция музея… в каждом зале ощущается мощь Черноморского флота и гордость за то, что в нашей стране есть такое чудо. Но такого впечатления у меня не сложилось бы без экскурсовода – а она просто замечательно рассказывала нам обо всем.

Следующий день у нас начался с морской прогулки на небольшом кораблике. Капитан этого кораблика, Сергей, тоже рассказал нам очень много интересного из истории Севастополя и Черноморского флота. Интересно было увидеть с близкого расстояния настоящие военные корабли, которые в настоящее время несут боевуюслужбу.

После прогулки мы хотели посетить музей в Михайловской батарее, которая, кстати, построена была во времена Авинова и под его руководством. Но, увы, в тот день нам это не удалось – музей оказался закрыт «по техническим причинам», как нам объяснили сотрудники музея. Так что вместо батареи мы поехали в Херсонес.

В Крыму мне частенько приходилось испытывать странное, ни на что не похожее ощущение – ощущение слияния разных эпох. В Херсонесе это слияние очень хорошо ощущается: в одном месте, на одном фундаменте стоят древнегреческий театр, римский цирк, и православный храм более поздней эпохи. И это только один пример, а ведь в Херсонесе такое смешение, наслоение друг на друга эпох практически везде! И очень хорошо, что никто не запрещает самим пройтись по древнему городу, прикоснуться к древним стенам.

В Херсонесе мы зашли и во Владимирский Собор – один из самых величественных храмов, где мне доводилось бывать. И вскоре после этого еще один день нашей культурной программы подошел к концу.

На следующий день наша попытка попасть в Михайловскую батарею все-таки увенчалась успехом. Как же Севастополь гордится своей славной историей! В Михайловской батарее, как и во многих других севастопольских музеях, есть на что посмотреть. Там можно по-настоящему погрузиться в эпоху первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. так и представляется, как орудия этой батареи наносили удары по вражеским кораблям… жаль только, что мы не успели подробно рассмотреть все там – нужно было поторапливаться, чтобы успеть в Морскую библиотеку на заседание военно-научного общества. Там мы тоже должны были выступить с докладом об адмирале Авинове.

На заседание мы успели, представили там свой доклад, послушали рассказ Людмилы Анисаровой об адмирале Головнине, тоже нашем земляке, а после этого поехали в панораму. Там я хотела побывать очень давно. Я примерно представляла себе, чего можно там ожидать, но я никак не думала, что панорама произведет на меня такое впечатление!

Никакие современные 3D технологии и в сравнение не идут с тем эффектом полного присутствия, которое испытываешь, находясь в панораме! Только звука не хватает, чтобы этот эффект стал совсем уж полным. Словами, к сожалению, сложно передать все это потрясающее впечатление – Севастопольскую панораму надо видеть, причем видеть вживую. Но все же очень и очень жаль, что экскурсия в панораме такая короткая – уходить оттуда мне совершенно не хотелось.

На следующий день в нашем плане было всего одно мероприятие, зато какое! КВИФ – Крымский военно-исторический фестиваль. Мы попали туда уже в заключительный день, посвященный Великой Отечественной войне. Очень здорово, что нам удалось увидеть реконструкцию одного из сражений во время обороны Севастополя 1942 года. И просто побродить по площадкам, представляющим разные эпохи, посмотреть было очень интересно. Мы успели побывать, например, в древней Руси, в Средневековой Европе, у русских, англичан и французов времен Крымской войны… а вот до позиций Красной Армии времен Великой Отечественной мы, увы, не успели дойти.

Следующий день был фактически последним нашим днем в Крыму – завтра нужно было уже улетать в Москву. И последним объектом нашей очень насыщенной и интересной культурной программы стал Малахов курган.

Пожалуй, именно это место в Севастополе поразило меня больше всего. Не могу сказать, понравилось ли мне там или нет – там было странно. Будто бы само время здесь идет по-другому, не так, как в остальном городе. Две обороны Севастополя здесь будто бы стали каким-то единым целым. Очень странно видеть рядом орудия, снятые с кораблей в Великую Отечественную, и пушки 1854-55 годов. Странно и грустно осознавать, что именно здесь, на этом вот самом месте, гибли люди, проливая кровь за свою Родину… а сейчас на Малаховом кургане парк и музей, там гуляют люди, и многие, наверное, даже не задумываются обо всем этом…

Посещение Малахова кургана оставило у меня неизгладимое впечатление, которое я вряд ли когда-нибудь забуду.

…Вот и наступил последний день в Севастополе – день отъезда. А уезжать, между тем, совершенно не хочется – хорошо было в нашем внезапно продолжившемся июле… Последний раз мы сходили на море, собрались и в 16 часов уехали в Симферополь, чтобы в 20 часов сесть в самолет и вернуться в Москву, а там и в Касимов. Участники нашей делегации благодарны Александру Дмитриевичу Лазебному, полномочному представителю Межгосударственного союза городов-героев в г.Севастополе, который организовывал наши встречи с севастопольцами и сопровождал нас во время экскурсий.

Что же, до свидания, Севастополь! До свидания, потому что я туда обязательно вернусь. И я точно знаю, что для меня этот город – одно из самых приятных и, наверное, любимых мест в России, а может, даже и в мире.

Дина Галкина.

г. Касимов

KasimKaz

Объявления

Конструктор  Prihod.ru - площадка для создания православных ресурсов в интернете