Календарь

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Баннер
Православие.Ru
Православие и Мир
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Просим разместить у себя эту графическую ссылку (баннер) на нашу страницу:


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Сведения о жизни старца иеросхимонаха Макария (Еременко). PDF Печать E-mail

Ваше Преосвященство,

Милостивейший Архипастырь и Отец!

 

В нашем городе более 10 лет (до 1956 года) проживал великий старец иеросхимонах Макарий (Еременко).

11 марта 2013 года будет 50 лет со дня его блаженной кончины. По благословению Высокопреосвященного Павла (ныне митрополита Рязанского и Михайловского) я написал воспоминания о старце. Считаю своим долгом вручить и Вам для ознакомления эти воспоминания.

Вашего Преосвященства

нижайший послушник прот. Владимир Правдолюбов.

25 февраля 2012 года.

 

P.S. Великим старцем о. Макария именовал его духовный отец – схиархимандрит Серафим (Романцов), ныне прославленный в лике святых Украинской Православной Церковью (Московский Патриархат). Мощи преп. Серафима Сухумоглинского почивают в Глинской пустыни Сумской епархии.


В Журнале Московской Патриархии за 1963 год (№5, С. 28) сказано, что иеросхимонах Макарий (в миру Иван Иванович Еременко) почил о Господе 11 марта (н .) 1963 года в возрасте 104 лет, прослужив в священном сане 80 лет. Следовательно, родился он в 1859-м, а рукоположен в 1883-м году.

Он - по его словам - был насельником (а может быть и пострижеником) Святогорской Успенской Пустыни Харьковской епархии. С умилением вспоминал архиепископа Амвросия (Ключарева), управлявшего Харьковской епархией с 1882-го по 1901-й год. Скорее всего, именно от него он и принял священный сан. В 1-ю мировую войну был полковым священником. Очень эмоционально, хотя из-за недомолвок и бессвязно рассказывал, как ему (видимо, неумеющему) пришлось по какому-то срочному поручению скакать на лошади. После разгона монастырей некоторое время жил в одной келье с схиархимандритом (тогда иеросхимонахом) Серафимом (Романцовым) в горах Кавказа в окрестностях Сухуми (Абхазия). Об этом факте знало всё окружение о. Серафима в Сухуми. Клирика Борисоглебского собора г. Рязани прот. Виктора Шиповальникова водили показать пустующую келлию о. Серафима и о. Макария. Он мне рассказывал, как страшно было в одном месте идти по еле заметной тропинке по наклонной плите над пропастью. Почему-то в жизнеописании прославленного в лике святых о. Серафима об этом факте не пишут. Только в брошюре: « Схиархимандрит Серафим (Романцов). Духовные письма», изданной в Нежине в 2009-м году на 4-й странице говорится: «Некоторое время о. Серафим жил в горах отшельником. Много позже он рассказывал, что жили вдвоём с монахом (кажется, Владимиром) в маленькой хижине - келье, разделенной перегородкой. Готовили по очереди. Пока один мастерит что-то по хозяйству, другой читает вполголоса молитву Иисусову. Отвлёкся, замолчал - другой включается и читает. Так жили, дорожа каждым днём относительного покоя. Но и оттуда выгнали, пришлось уехать в окрестности Алма-Аты». Уверен, что это рассказ о том, как жил с о. Серафимом о. Макарий. Моя сестра Вера Правдолюбова помнит его рассказ: около их келлии бегали барсы, и маленькие барсятки тявкали. Видимо, и о. Макарий вместе с о. Серафимом уехал в Казахстан. Туда были сосланы и монахини Касимовского Казанского монастыря, где с ними познакомился о. Макарий. Вернувшись из ссылки, матушки, как правило, селились по две, приобретали себе домики. К послушницам Евдокии и Матроне и приехал жить о. Макарий. Впоследствии он совершил их тайный постриг и дал им имена: Елена и Мария. К ним прибилась и послушница Татиана, чудаковатая особа. Она говорила о себе: «У меня голова-то шататая». Но пыталась изобразить из себя прозорливую. Говорю о ней потому, что именно ей было поручено ухаживать за старцем, что было для него частью его креста. Жилище его было крайне убогим - это был сарайчик с тесовыми стенами. Внутри его обшили тёсом, в прогал между тесовыми стенками набили парги (отходы от стрижки овчин на овчинно-меховой фабрике). Такой же паргой был утеплён потолок. Оштукатурили глиной и побелили. Сложили маленькую печку из кирпича с высокой железной трубой. Пол, кажется, был земляной. Узкая кроватка, вроде полатей, стол и табурет, полка - вот и вся обстановка. Вскоре после кончины о. Макария я заходил в эту убогую келлийку - кажется, и она источала ту радость, которой при жизни светился о. Макарий. Старые касимовцы вспоминают - пройдёт по церкви в алтарь о. Макарий - и у всех на душе светлая радость. О. Серафим (Романцов) очень хотел, чтобы келлийка о. Макария сохранилась, но мы за этим не уследили: наследница монахинь «шататая» послушница продала дом, и новые хозяева келлию снесли. Её место можно указать только приблизительно - очень неточно. Не помним и точный год приезда о. Макария в Касимов. Вера помнит, что однажды были в гостях у мон. Митрофании о. Макарий и другие батюшки, а также Вера со старшим братом Анатолием, который ещё не был рукоположен. А он стал диаконом и вскоре священником в 1947-м году. Значит, о. Макарий, вынужденный уехать из Касимова в 1956-м году, прожил в Касимове не менее 10-ти лет. Как свидетельствует прихожанка Никольского храма Мария Васильевна Пыжова (урожденная Пронина), дом её родителей стоял у самого леса. В нём сначала для рабы Божией Любови Рощиной была устроена комнатка с отдельным выходом, а потом - когда она нашла другое пристанище - эта комнатка пригодилась для о. Макария. Он по временам приходил ночевать в эту комнатку, а ранним утром уходил в лес. Там он, проводя время в молитве, одновременно отыскивал пни от срубленных деревьев - с топливом тогда было плохо, из леса даже сухостой вывозить не разрешали, но корчевать пни и забирать их себе не запрещали. Во второй половине дня хозяева дома в условленном месте встречались с о. Макарием, он им указывал разысканные пни, они их выкорчевывали и на тележке увозили. Мария Васильевна была тогда совсем маленькой девочкой. Впоследствии, взирая на иконы преп. Серафима Саровского, она представляла себе и о. Макария - их образы в её сознании слились. И память об о. Макарии вызывает в ней и в её старшей сестре умиленную радость.

А вот воспоминания Веры Правдолюбовой:

Моим духовником был папа, а после июля 1947 года, когда ему наконец дали возможность служить и назначили в Спасск-Рязанский, я стала исповедоваться у о. Макария в его хибарке. Принимала его просто, не задумываясь о его прозорливости - вроде так и быть должно. Принимал всегда радостно: «Ой, детка пришла! всегда поил крепким сладким чаем с куском хлеба. (А мы были полунищие и никогда не сытые). Я стеснялась. Раз отказалась. «Остыл?» - и выплеснул на пол и налил другой стакан. Больше я никогда не отказывалась.

Весь сиял какой-то радостью, сообщавшейся и мне. Вспоминаю прп. Серафима с его - «радость моя». Раз исповедовал меня, разрешил и радостно сказал: «Вот, детка, бесы откроют рукописание твоих грехов, а там - ой! - нет ничего!»

А я, грешница, подумала: «Ну, это - как ещё Бог простит». - «А всё это, детка - по вере, всё - по вере» - тут же был ответ.

Работала на Шубной фабрике, купить что-то было трудно. Девчонки-работницы шили себе рукавички и ухитрялись их проносить через будку. И меня подбивали. Я отнекивалась. Сшили сами, через будку пронесли, мне подарили. Взяла. А в следующий визит (я и без исповеди к нему ходила) о. Макарий сказал: «А какую самую мелкую вещь возьмёшь без спроса - грех всё равно великий». Носить их я не стала.

Хронологию совершенно не помню! Был о. Макарий именинник. Купила несколько яблок, пошла поздравлять. Принял радостно. И позвал вечером праздновать: «Приходи! Батюшки будут». Я застеснялась, отказалась. «Чем же тебя поприветить?» - и принёс мне порядочный круглый пирожок и несколько яблок куда лучших, чем я принесла. Дома мы так попраздновали! (Я из всей семьи оставалась одна и жила с бабушкой и тётей).


Раз сказал: «Отец Серафим прислал мне денег, а хранить их мне негде. Возьми их на сохранение». И протянул пачку денег - не помню уж, но порядочную. Взяла... Через сколько-то времени приехал из Спасска о. Анатолий - брат в Селищи (папа был уже в Лебедяни) к сестре жены, оставить у неё на лето детей. О. Макарий сказал мне, чтобы я взяла такую-то сумму из его денег, купила для угощения о. Анатолия и мы сходим к нему в Селищи. Я взяла денег и стала покупать, и обнаружила, что истратила больше, чем сказано. Думаю - не скажу! Получу получку и доложу. Угощение устроили и в назначенный день пошли в Селищи (7 км) о. Макарий, я и Соня. Дорога по краю леса. Соня убежала в лес, нашла гриб, и о. Макарий радостно пошёл в лес, стали грибы собирать. «Это Соня у нас виновница торжества». А потом пошли по дорожке, и он сказал мне: «А если истратила побольше - это ничего, вот настолько-то можно», - и назвал сумму моего перерасхода. Потом много говорил по дороге со мной, но ничего не помню, (увы, увы!!!) В Селищах он был в восторге от положения дома. Не служащая церковь, дом рядом, большой сад и здание неработающей школы. И от села далеко. Никого не видно, не слышно. Не помню, раз ли он был или ещё когда, но есть фотографическая карточка с ним.

Отношения Сони и Володи с отцом Макарием я не помню. Помню - Соне на исповеди подсказал забытый грех или как-то намекнул. Помню проводы Володи - но когда и куда - не помню. Не- то в МГУ при папе ещё, не-то уже на работу. Провожал на особицу: не до калитки в чужой сад, а через самый сад. Живописная картина - сияющий летний день, обилие садовых деревьев и на фоне зелени - белая головка, освещенная солнцем, и благословляющая старческая рука - несколько раз благословил. А потом мне сказал: «Это чтобы он запомнил на всю жизнь».

Папа решил, чтобы я, пока он жив, полечилась интенсивно, так как я глохла. Провожая меня о. Макарий велел передать оставшиеся у меня его деньги папе и сказал, что видел сон: папа в белом идёт по дороге, а кругом - цветы, цветы! «Я ему не сказал. Он мог смутиться, а ему сейчас надо быть спокойным». Моя дерзкая голова «сварила»: Ну, о. Макарий снам верит. Но с папой я не прожила и года - умер от инфаркта. После матушки сказали, что отец Макарий им сказал: «Я Веру предупреждал».

Когда умер дедушка о. Димитрий 13/V - 1952 г. (н/с), в его облачении принимал участие и о. Макарий. И была там Соня, помогала. И рассказала: «Пришёл о. Макарий и сказал: «Ну, отче, ты почил и мы скоро за тобой. Ой, нет, там ещё о. Фёдор, потом уж я». Соня ещё подумала - да о. Фёдор моложе. Но так и произошло: о. Фёдор скончался в 1956-м году, а о. Макарий - в 1963-м.

К этим воспоминаниям сестры Веры добавлю, что слышал от уже почившей сестры Сони. Ей о. Макарий после исповеди однажды сказал: «Как трудно спастись! Ой, как трудно спастись!» А потом, помолчав, просиял и сказал: «Ну, за вас праведник умолит» (праведником он называл нашего отца - исповедника Сергия).

У приютивших о. Макария монахинь был полный набор богослужебных книг, так что с этим проблем не было. Но мало было святоотеческой литературы. Из семьи о. Николая (священномученик

-      память 31 июля) о. Макарию отдали 2-й том Аскетических опытов святителя Игнатия Брянчанинова. Он очень любил эту книгу - она вся испещрена его подчёркиваниями.

Километрах в 15-ти от Касимова есть село Даньково. Среди леса

-      храм и пять, шесть домиков - некоторые пустуют. Там в 40-е годы служил архимандрит Иоасаф (фамилии не знаю). На одно лето к нему туда пришли пожить о. Макарий и приехавший в Касимов о. Серафим. Потом они с умилением вспоминали свою жизнь там. У них получилось некое подобие скита.

Вспоминается несколько комический случай прозорливости о. Макария. После перевода нашего папы в Лебедянь (на этом настояли власти) владыка Иероним (Захаров), может быть, в качестве компенсации, рукоположил его сына - диакона Анатолия - во иерея и назначил на место отца настоятелем и благочинным. И вот настоятель-благочинный в отпуск пароходом едет в Касимов. А путь занимал чуть ли не сутки пароходом по Оке. «Гуляю, - говорит, - по палубе и разные думы в голове роятся: и проповеди составлял, и пустые мысли всякие ходили, в частности, догадались бы прихожанки пояс вышить. Вторая мысль была такая, что пора бы владыке меня скуфейкой наградить, ведь я благочинный. И вот, приехав в Касимов, идёт он к отцу Макарию. Старец угостил, поговорили, и, уже прощаясь, он говорит: «Погоди, погоди. Подарочек, подарочек!» У него на полке скуфейки. Снял красивую фиолетовую скуфью, необыкновенно красивую. А у Анатолия была большая голова. О. Макарий примерил её и сказал - «Не по голови!» Потом достал порыжевшую от времени чёрную на вате, нахлобучил, говорит: «Оце по голови!... Постой, постой, постой, ещё подарочек».


Из-под коечки достал чемодан, вынул оттуда пояс шитый: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею» (Пс.44,4), - то есть не от прихожанок жди пояса, а от схимника вот тебе пояс, на! (так понял о. Анатолий подарок о. Макария). Отец Анатолий закончил как митрофорный протоиерей, но скуфьей его так и не наградили, и он не дерзал ее надевать. (Наградой являлась только фиолетовая скуфья - чёрная - не награда!)

Осенью 1955 года у нас появился батюшка, который возревновал, что к отцу Макарию народ ходит. Он властям нажаловался, и отца Макария из Касимова удалили. Нигде ему не давали места. У него какой-то непорядок с паспортом был, вообще положение его было какое-то непонятное. И взялся за это дело тогдашний владыка Рязанский Николай (Чуфаровский), - выхлопотал, чтобы отца Макария поселили у Скорбященской церкви на территории Скорбященского кладбища в Рязани, пообещав, что к старцу народ ходить не будет. И была табличка на двери, ведущей в его келью: «Посторонним вход воспрещён!» Но мы-то себя посторонними не считали и под эту табличку ныряли. А немножко погодя и у властей другие заботы появились, и приказание это уже стало исполняться не так строго.

О. Макарий иногда ездил в Глинскую пустынь, где в это время среди других великих старцев подвизался и его друг - схиигумен (тогда) Серафим (Романцов). Об отношении о. Серафима к о. Макарию свидетельствует монахиня Евфимия, которая впоследствии - уже в Сухуми! - ухаживала за о. Серафимом до его кончины, а сейчас живёт (наверное, заштатная) в Богоявленском Анастасиином Костромском монастыре. Эта матушка Евфимия, до пострига Фрося, ещё девочкой каким-то образом помогала отцу Серафиму в ссылке в Средней Азии. А потом, после смерти своих родителей, когда Глинская открылась и отец Серафим поселился в обители, она продала всё своё имущество и переехала в Глухов, купила себе домик и помогала глинцам в восстановлении монастыря. И вот отец Серафим послал её с большой суммой денег в Москву, чтобы она закупила и привезла кровельное железо. При этом он сказал ей: «Ты никому это дело не поручай, делай сама». А в это время в Москву из Глинской ехал какой-то подмосковный батюшка, который слышал, что ей надо купить железо. Он и говорит: «Давай я тебе помогу». И она постеснялась противоречить батюшке - и не послушалась отца Серафима. А этот батюшка протянул дело - оно и с места не


сдвинулось. Она еле-еле добилась от него назад этой суммы денег, взялась сама, у неё как по маслу всё пошло: и железо приобрела, и загрузила сразу. Она приехала, отец Серафим встречает: « Ты где была? Ведь Макарий был! Ты где была?». «Так, - горестно сказала она, - я отца Макария никогда и не видела». Вот такие у них отношения были. Есть письмо о. Серафима, в котором он пишет, что отец Макарий говорил; «Отец мой в пустыни, иду и я к нему». Вот, говорит, как настоящие молитвенники любят пустыню.

Приезжал в Рязань к о. Макарию и о. Серафим. С этим связан такой случай. Одна женщина из Рязани, очень пожилая, старенькая, была на богомолье в Глинской пустыни. У отца Серафима было послушание принимать паломников и провожать. И вот, провожая их, он кого-то отправил с лошадкой монастырской, а ей говорит: «А ты иди к святым воротам, может, тебя какая машина подвезёт до станции». Она идёт и про себя ворчит: «Вот, богатеньких-то на лошадке отправили, а меня, бедную старуху, к святым воротам». Выходит из святых ворот - едет машина, она поднимает руку - машина останавливается. Она садится, и уже в машине опомнилась, что про святого старца так плохо подумала, и очень этим терзалась. А вскоре отец Серафим приехал к отцу Макарию. Он тоже не «посторонний», поэтому они там посидели, чайку попили. Отец Макарий говорит: «Иди, отче, у тебя на кладбище дело есть». Отец Серафим спокойненько - покорненько идёт. А ионахини, которые там были кругом, залюбопытствовали, что это за дело у отца Серафима на кладбище. И вот отец Серафим вышел, а эта самая старушка ему навстречу идёт: «Ой, батюшка, как Вы сюда попали? Батюшка, простите меня, я про Вас плохо подумала!». Он: «Бог простит, Бог простит».

Очень интересное свойство было у отца Макария: он не дерзал учить священнослужителей. И это мы выяснили таким образом. У меня старший брат - священник, а я был студентом. Когда я приду к отцу Макарию - он очень душеполезные вещи говорит, а когда отец Анатолий идет к отцу Макарию, он ему рассказывает, как он был полковым священником, почему кагор называется кагором (он производил это от Кавказских гор) и так далее. Отец Анатолий обижался: почему так? И вот я рукоположился во диакона в Рязани и пришёл после рукоположения к отцу Макарию. Старец меня очень радушно принял, угостил и начал рассказывать о том, как он был полковым священником... Я слушаю, а про себя думаю: Мне ж завтра в священники рукополагаться, подготовил бы ты меня». Ну, а он всё про кагор и про ещё что-то там, потом говорит: «Тебе деваться-то некуда, я отдохну, а ты вот почитай». Вынул разрозненные листочки, а там краткие поучения на текст Послания к Евреям: «Терпением да течем на предлежащий нам подвиг: взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса» (Евр. 12, 2). Каждое такое поучение начинается словами : «Взирай на Иисуса». Я очень внимательно прочитал, но в памяти у меня осталось только одно: «Взирай на Иисуса и не говори себе «Что я могу?!». Ты прав - ты ничего не можешь. Но Он - то, Он всё может. Поэтому говори: «Всё могу о укрепляющем меня Иисусе» (Флп. 4, 13). Вот такое назидание мне дал отец Макарий, не сам, а через этот листочек. На всю жизнь это запомнилось.

Во диакона я был рукоположен на отдание Пасхи, а на следующий день - на Вознесение - во священника. После рукоположения пришёл к нему. Он весь сияет и говорит: Радость-то какая! «Заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесе и Своему хотению»...А пришедшим маме и сестре сказал: Теперь праведник-то на небе радуется! (Праведник- исповедник Сергий - наш отец).

Приведу ещё один случай прозорливости о. Макария. Отец Макарий говорил: «Отец Серафим - великий старец, для него нет расстояний. Мы с тобой здесь в Рязани разговариваем, а он в Сухуми нас слышит». Ну, я, конечно, об этом отцу Анатолию рассказал. Отец Анатолий не преминул говорить и своим прихожанам об этом. И был такой случай: я был у отца Макария, он поднимает рюмку и говорит: «Дадим знать брату нашему Анатолию, выпьем за его здоровье». Чокнулись, выпили. Мне показались странными его слова. Я вытащил из кармашка часы, глянул - два часа дня. И вот при встрече с отцом Анатолием я говорю ему: что ты в такой-то день в два часа дня делал, не вспомнишь? Вспомнил. И вот что рассказал: « В тот самый день староста наша Мария Николаевна Булах, очень ко мне расположенная, хоронила свою престарелую мать. После погребения мы были позваны на поминки. Когда они были завершены, поминальщики пошли к выходным дверям. Староста приветливо мне сказала: «Что Вам, батюшка, толкаться там и ожидать? Вот сейчас принесут чайку; мы, церковники, попьём, а тем временем и народ разойдётся». Так и было. Сижу я за чаем, а по другую сторону стола висят (или стоят) в большом футляре и важно идут старинные швейцарские гиревые часы. Я решил воспользоваться случаем и рассказать на общую пользу об о. Макарии. «Ещё есть - говорю - некоторые рабы Божии, прозорливые старцы. Они, если захотят, на огромном расстоянии друг от друга передают друг другу мысли и чувства, не прибегая ни к каким услугам современной техники, а исключительно только благодатию Божией. Таковы старцы о. Макарий и о. Серафим». Рассказал немного о том и другом. И о том поведал, как я духовно пользовался от них и совершенно убедился в их прозорливости. «И при всём том - говорю - у старцев этих - величайшее смирение. Оба они мои духовные отцы, но, весьма уважая иерейский сан, который я ношу, никогда не говорят начальственно или «пробирательно», а находят какие-то особые, изящные способы вразумления». Говорю, а сам машинально взглядываю на часы: стрелка минутная приближается к трём, потом к четырём; 15 минут, 20 минут третьего».

Что произошло? То ли о. Макарий услышал разговор о. Анатолия и сообщил мне, что слышит его; то ли наоборот - внушил о. Анатолию, чтобы тот рассказал прихожанам, что есть старцы, для которых нет расстояний. Ведь когда мы знаем, что есть ещё святые, отраднее становится на душе. Может быть, и захотел о. Макарий порадовать прихожан о. Анатолия.

Похоронен отец Макарий на Скорбященском кладбище города Рязани в одной ограде с ранее почившей схимонахиней Анной, делательницей молитвы Иисусовой. Позже здесь похоронили ещё монахиню Марию, которая за ним ухаживала в последние годы его жизни. И завещал о. Макарий, чтобы крест на его могиле был деревянный и без надписи, а его имя и даты рождения и смерти были нанесены на металлическую дощечку, которая будет прибита к крышке гроба изнутри. О. Виктор Шиповальников говорил мне, что всё сделано так, как он завещал.

Вот что удалось вспомнить об иеросхимонахе Макарии (Еременко).



протоиерей Владимир Правдолюбов.


 
 
3.jpg

Предстоящие Архипастырские служения

27 мая. Суббота

Мч. Исидора

17:00 – Всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова

28 мая. Воскресенье

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

09:00 – Божественная литургия и молебен перед сдачей ЕГЭ в Вознесенском кафедральном соборе г. Касимова

Сайты благочиний

Ермишинское благочиние:

selishipsd

Кадомское благочиние:

selishipsd

Касимовское городское благочиние:

selishipsd

Гусевское благочиние:

Елатомское благочиние:

yspsabyrpsd

Заречное благочиние:

Клепиковское благочиние:

Тумское благочиние:

Tuma

 

 

Пителинское благочиние:

chychkov1

Сасовское благочиние:

Чучковское благочиние:

chychkov1

Шиловское благочиние:

1chsilovo

Заокское благочиние:

2schilovo

Пятницкое благочиние:

3schilovo

 

Монастыри

п. Кадом :

kadjemon 5

с. Красный Холм:

krasnyholm 5

г. Касимов

KasimKaz

Объявления

Конструктор  Prihod.ru - площадка для создания православных ресурсов в интернете

Архив новостей

< Марта 2012 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Православный вестник

pravvestnik

Православная инициатива