Календарь

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Баннер
Православие.Ru
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Просим разместить у себя эту графическую ссылку (баннер) на нашу страницу:


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Указ № У- 51 20 июня 2016 г. PDF Печать E-mail

Копия:

В Аттестационную Комиссию

 

Определением моим

с 20 июня сего года вступают в силу изменения в «Положении об аттестации кандидатов для рукоположения в священный сан в Касимовской епархии».

О чем и дается настоящий Указ.

Приложение:

  1. «Положение об аттестации кандидатов для рукоположения в священный сан в Касимовской епархии» в редакции от 16 июня 2016 г. на 16 л.

епископ Касимовский и Сасовский

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об аттестации кандидатов для рукоположения в священный сан

в Касимовской епархии

Принято Епархиальным Советом 09 сентября 2014г. (Журнал № 8)

(С изменениями 2016 года)

Кандидат, представляемый к рукоположению в священный сан, должен пройти аттестацию, целью которой является установление факта соответствия духовного, телесного и психического состояния кандидата каноническим правилам Церкви, и определения, насколько это возможно, способен ли он понести столь ответственное служение.

Аттестацию организует и проводит Аттестационная комиссия при Епархиальном Совете Касимовской епархии под руководством Секретаря Епархиального управления.

Аттестация включает в себя следующие этапы.

  1. Направление Управляющему епархией рекомендации к рукоположению кандидата в священный сан от Духовной школы или духовника кандидата, и автобиографии последнего.

Прежде составления рекомендации, духовник кандидата или духовник Духовной школы должен провести с кандидатом исповедальную беседу на предмет выявления канонических препятствий к рукоположению. В случае обнаружения таковых, он, не направляя рекомендацию, должен сообщить Управляющему епархией об имеющихся препятствиях и принять его совет.

Также следует обращать внимание на место и годы обучения кандидатов в священство. Если в будущем окажется, что кандидат был выпускником Московской или Санкт-Петербургской духовной академии, Сретенской, Перервинской, Николо-Угрешской духовной семинарии или ПСТГУ в 2015 году или позднее, и при этом он не имеет документа о прохождении им практики, необходимо обратится за справкой в Комиссию по распределению. В случае выявления факта уклонения от командировки по распределению, условием хиротонии должно стать прохождение такой командировки.

  1. Беседа Управляющего епархией: с кандидатом,

с супругой кандидата,

с духовником кандидата.

  1. После встречи с указанными в пункте 2 лицами Преосвященный Управляющий епархией совершает исповедь кандидата. По результатам совершения Таинства Покаяния над кандидатом и исповедальной беседы Преосвященный принимает решение – продолжить подготовку к аттестации или отказать кандидату. Если решение оказывается положительным, кандидат действует в соответствии с пунктом 4.
  2. Представление кандидатом документов (по утвержденному списку) в Канцелярию Епархиального управления, ознакомление с ними и формирование личного дела. При необходимости запрос документов (характеристик, личного дела) с мест несения послушания (работы, учебы) кандидата.
  3. Представление кандидатом прошения на имя Управляющего епархией о рукоположении в священный сан.
  4. Направление кандидата на несение послушания алтарником и (или) чтецом (певцом) в кафедральный собор (на один из приходов епархии).

Представление Настоятелем собора (прихода) письменного отзыва о несении послушания.

  1. Экзамен на владение кандидатом необходимыми в служении знаниями и умениями (Программа экзамена – см. Приложение. Приветствуется приобретение кандидатом рекомендуемых пособий для формирования библиотеки священнослужителя. Часть материалов для подготовки к экзамену предоставляется кандидату Канцелярией Епархиального управления в печатном и электронном виде).

Экзамен проводится Аттестационной комиссией в полном составе.

  1. Ознакомление членов Аттестационной комиссии с личным делом кандидата, а также, при необходимости, запрос членами комиссии дополнительных документов через Канцелярию Епархиального управления.
  2. Заседание Аттестационной комиссии для принятия решения о возможности рукоположения кандидата в священный сан, на которое по решению комиссии могут быть приглашены иные лица, и на котором обязательно проводится собеседование с кандидатом.

Решение принимается большинством голосов, при равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

Голосующие «против» должны мотивировать свою позицию, которая фиксируется в протоколе.

Мнение Аттестационной комиссии вместе с личными делами кандидата подается в течение 3-х дней по принятию решения на усмотрение Управляющего епархией. Управляющий епархией ставит вопрос о возможном рукоположении кандидата на ближайшем заседании Епархиального Совета.

Приложение 1

Программа экзамена для кандидата к рукоположению

в сан ДИАКОНА.

  1. Православное вероучение.

Священная история Ветхого и Нового Заветов, Основы Православного вероучения (рекомендуемое пособие: Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий.)

Твердое и осмысленное знание Символа веры, Десяти заповедей, Заповедей Блаженств.

  1. Духовная жизнь.

Кандидат должен прочитать Новый Завет полностью к моменту экзамена;

знать текст Присяги ставленника;

показать твердое и осмысленное знание следующих молитв:

- начальных: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...», «Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...», «Отче наш...», «Приидите поклонимся...»;

- молитва святого Ефрема Сирина, молитва перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую...», тропари двунадесятым праздникам и своему святому, 50-й псалом, 90-й псалом;

- утренних: «От сна восстав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу-Хранителю;

- вечерних: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее...», «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу-Хранителю, «Ослаби, остави, прости, Боже…»;

- Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;

прочесть книгу «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна (Крестьянкина).

  1. Богослужение.

Кандидат должен свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке (в том числе: Псалтирь, Часослов, Богослужебный Апостол, Богослужебное Евангелие), а также знать наименование и начертание букв, надстрочных знаков, знаков препинания и чисел (от единицы до тысячи) церковнославянского языка.

Знание порядка и символики богослужения в объеме книги «Всенощное бдение. Литургия».

Учительное известие.

 

  1. Церковное пение.

Исполнение одного из следующих церковных песнопений: «Царю Небесный...», «Отче наш…», Символ веры, «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», тропари двунадесятым праздникам и своему святому.

Программа экзамена для кандидата к рукоположению

в сан ИЕРЕЯ.

  1. Вопросы экзамена для кандидата к рукоположению в сан диакона.
  2. Священное писание Ветхого (рекомендуемое пособие: Лопухин А.П. Библейская история. М., 1993.) и Нового Заветов (Четвероевангелие. Апостол. Архиепископ Аверкий (Таушев).
  3. Догматика. (Святитель Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катехизис)
    1. Краткий устав всенощнаго бдения, вечерни и утрени (из служебника).
    2. Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия.
    3. Последование архиерейских богослужений. Практика московской епархии. Иеродиакон Константин (Островский), Московские епархиальные ведомости (№5-6, 2002).
    4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
    5. Устав Русской Православной Церкви. Устав прихода.
    6. Памятка клирику Касимовской епархии.
    7. Инструкция настоятелю прихода.
    8. Основные юридические и экономические вопросы практической деятельности настоятеля прихода (памятка).
    9. Обязанности клириков. Прот.В.А.Цыпин, Церковное Право.
    10. Лествица преподобного Иоанна или Душеполезные поучения аввы Дорофея (на выбор).
    11. О духовничестве. Сборник статей.
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Подлинный старец бережно относится к каждому человеку.
  • Митрополит Сурожский Антоний. Беседа с корреспондентом журнала "Церковь и время".
  • Митрополит Солнечногорский Сергий. Беседа с корреспондентом журнала "Церковь и время".
  • Архимандрит Кирилл (Павлов). Духовного отца надо искать по расположению своей души.
  • Определение Священного Синода от 29 декабря 1998 года.
  1. Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) «Духовность и духовничество» (доклад).
  2. Архимандрит Киприан (Керн). Православное пастырское служение.
  3. Сборник статей для начинающего священника:
  • Поведение христианина по «Слову Жизни», т.е. по Евангелию.
  • Шесть слов о Священстве. свт. Иоанн Златоуст.
  • Преподобнаго Ѳеогноста о священствѣ. (Въ переводѣ преп. Паисія Величковскаго).
  • Священнослужитель в храме. Протоиерей Алексий Остапов.
  • В помощь начинающему священнику.
  • Ответы  на  вопросы  молодого  священника. Протоиерей Владимир Правдолюбов.
  • О  таинстве   покаяния.
  • В  помощь  кающемуся  пастырю. Протоиерей Серафим Правдолюбов.

Приложение 2

 

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ

ДЛЯ РУКОПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЩЕННЫЙ САН

Определение

Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

«О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности

Русской Православной Церкви»

Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

 20. Справедливым является замечание Предстоятеля Русской Православной Церкви о необходимости качественно нового подхода к образовательному уровню кандидатов в клир. Остаются неисполненными решения Освященных Архиерейских Соборов 2000 и 2004 года о допустимости рукоположения в священный сан лишь лиц, имеющих духовное образование или обучающихся в духовных школах. В связи с этим Освященный Собор определяет:

  • хиротонии в диаконский сан впредь совершать над лицами, окончившими как минимум духовное училище или два курса семинарии;
  • хиротонии в священнический сан впредь совершать над лицами, имеющими как минимум полное семинарское образование либо окончившими богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета или иного высшего учебного заведения Русской Православной Церкви;
  • студенты очного сектора семинарий могут быть рукоположены в священнический сан во время обучения в духовных школах, но не раньше окончания трех курсов;
  • клирикам, не имеющим в настоящее время духовного образования, надлежит в течение 2011 года поступить на заочный сектор семинарии или Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Возможные исключения из данных правил могут рассматриваться в Учебном комитете, с включением этих сведений в годовой отчет Учебного комитета, направляемый Патриарху. Если рукоположение в качестве исключения из упомянутого правила совершается в епархии, то информация об этом должна быть отражена в годовом епархиальном отчете.

С целью поддержания образовательного уровня священнослужителей необходимо разработать систему контроля знаний и повышения квалификации клириков, по крайней мере, тех, которые не имеют научной степени в области богословия или не преподают в духовных школах. Учебному комитету поручается внести соответствующие предложения Святейшему Патриарху и Священному Синоду.

О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве*

Документ принят 3 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

1. Признать, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, а особенно лиц, ранее не состоявших в браке, должна рассматриваться как исключительная.

2. Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, совершать, согласно определению Всероссийского Церковного Собора «О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии» от 18 (31) июля 1918 года и определению Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста» от 2 января 1931 года, не ранее достижения ими 30-летнего возраста и «по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа».

3. Кандидат на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества должен прежде хиротонии получить полное семинарское, академическое или иное высшее богословское образование, признаваемое таковым в Русской Православной Церкви. В случае если это образование получается им заочно, он должен пройти не менее чем трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, Патриаршем или архиерейском подворье, многоштатном городском приходе или монастыре по благословению правящего архиерея и под его общим контролем, а также под руководством опытного священнослужителя.

4. Решение о хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, принимается епархиальным архиереем на основании:

  • положительного представления епархиального совета, сделанного по итогам собеседования и изучения сопутствующих материалов;
  • личного прошения кандидата;
  • письменной рекомендации духовника кандидата;
  • письменной рекомендации ректора духовной школы, где обучался кандидат;
  • письменной рекомендации настоятеля храма или монастыря, при котором кандидат проходил практику.

5. Список клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия при этом монашеских обетов, включать в ежегодные епархиальные отчеты, направляемые на имя Патриарха Московского и всея Руси, с указанием для каждого такого клирика даты рождения и образования, а также кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.


*

  • Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права в период с 29.01.2010 по 01.10.2010.
  • 16.12.2010 проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии.
  • Проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25-27.01.2011 с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.
  • Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29.01.2011 под председательством Патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.
  • Священный Синод в своем заседании от 31.01.2011 определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора.
  • 03.02.2011 Освященный Архиерейский Собор принял документ.

Из Устава Русской Православной Церкви, глава XVI, раздел 2

Устав принят Архиерейским Собором 2013г.

 

23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;

б) быть совершеннолетним;

в) иметь необходимые нравственные качества;

г) иметь достаточную богословскую подготовку;

д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;

е) не состоять под церковным или гражданским судом;

ж) принять церковную присягу.

 

Приложение 3

Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению

Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Неспособность к священству.

Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству.

Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти.

В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным. Этого все же нельзя сказать о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененном как «неправильность». В целом, различение двух видов препятствий принято и в православном церковном праве.

Безусловно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеные лица не являются членами церкви, поэтому очевидно, что они не могут входить в состав ее иерархии.

Что касается женщин, то, по слову апостола Павла, «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (I Кор. 14:34). Это не значит, конечно, что женщины не могут прислуживать в храме или петь на клиросе. Не устраняются женщины-прихожанки и от управления хозяйственными делами в приходе, а также от службы в различных церковных учреждениях, не связанной со священнослужением. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они, разумеется, не были лицами иерархическими.

Виды препятствий.

Некоторые канонисты разделяют препятствия к священству на те, которые обусловлены недостатками рукополагаемого, и препятствия, связанные с совершением преступлений. «Другой разряд канонических препятствий, - отмечал А. С. Павлов, - имеет своим источником преступления или такие деяния члена Церкви, которые если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся; 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (Апост. 62, I Всел. 10, Анкир. 3);  2) ересь... (I Всел. 19, Каноническое послание Афанасия к Руфиану); 3) оскопление себя и других; 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия (Апост. 61, Неокес. 9, 10). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подвергались публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение; кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковноиерархические степени».

На практике различие между недостатками, например, нравственного порядка, и так называемыми недостатками веры, с одной стороны, и преступлениями - с другой, провести трудно, так как вторые невозможны без первых. Поэтому при классификации препятствий к священству их удобнее разделить иначе: 1) препятствия физического характера; 2) препятствия духовного характера; 3) препятствия социального характера.

Препятствия физического характера.

Среди них одни связаны с возрастом, а другие - с состоянием здоровья или телесными недостатками ставленника.

Для исполнения иерархического и даже причетнического служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, известный жизненный опыт, которые предполагают достижение определенного возраста.

Для поставления в диакона каноны устанавливают возраст 25 лет, а в пресвитера - 30 лет. Правило 14-е Трулльского Собора гласит: «...дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити. Подобно и диакон прежде двадесяти пяти лет, и диаконисса прежде четыредесяти лет да не поставляется».

В 15-м правиле того же Собора говорится: «Иподиакон да поставляется не прежде двадесяти лет возраста. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».

На практике, однако, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. Во всяком случае, почти неизвестны факты применения санкций, предусмотренных 15-м правилом Трулльского Собора.

Что касается возраста лиц, поставляемых во епископа, то каноны об этом умалчивают. Древние «Апостольские постановления» (11, 1) предусматривают для кандидата в епископы 50-летний возраст. В Фотиев «Номоканон» (Тит. 1:23) внесено положение из 123 новеллы Юстиниана, которая устанавливает для кандидата на высшую иерархическую степень 35-летний возрастной ценз, а в исключительных случаях - 25-летний. Но церковной истории известны отступления от этой нормы, и даже весьма значительные. Имели место случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет.

О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. 123-я новелла Юстиниана, включенная в сокращении в «Номоканон», дозволяет ставить в чтецы 8-летних детей. А Вальсамон в толковании на соответствующую главу «Номоканона» пишет о том, что иногда в чтецы ставили и 3-летних младенцев. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в диаконы и пресвитеры можно посвящать по достижении гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства должны быть не моложе 30 лет.

Физические недостатки и недуги сами по себе не могут служить препятствием к посвящению. Препятствием являются лишь те телесные недостатки, которые затрудняют священнослужение. 77-е Апостольское правило гласит: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна». А в 78-м Апостольском правиле говорится: «Глухий же, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных». Как отмечал А. С. Павлов, «по смыслу этого общего правила должны быть разрешаемы вопросы о безруких, безногих, одержимых падучею или неизлечимою душевною болезнию».

Что касается скопцов, то согласно 1-му правилу I Вселенского Собора, «Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен, таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил, такового, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити».

По толкованию Зонары, «оскопившим самого себя называется не только тот, кто собственными руками отсек этот член, но и тот, кто добровольно и без принуждения отдает себя другому на оскопление».

На основании 79-го Апостольского правила в клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью: «Аще кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир».

Католическое право расширительно толкует условия к рукоположению, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза (так называемого канонического глаза - oculus canonicus), а также указательного пальца правой руки.

Препятствия духовного характера.

Они связаны либо с недостатками веры у ставленника, либо с его нравственными пороками, либо, наконец, с отсутствием необходимых знаний.

Вера кандидата священства должна быть строго православной, глубокой, твердой, деятельной. О недостатке твердости в вере свидетельствуют случавшиеся прежде отпадения от Церкви. Поэтому в 10-м правиле I Вселенского Собора говорится: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

По толкованию Зонары, «не должно производить во священство тех, которые отверглись от Господа нашего Иисуса Христа и потом покаялись. Ибо каким образом может быть священником тот, кто во всю жизнь не удостаивается Святых Тайн, разве только при смерти».

Недостаток веры естественно предполагать и в том, кто обратился к ней в исключительных обстоятельствах, например, из-за страха смерти в случае тяжкой болезни - в так называемых «клиниках». Однако в случаях с «клиниками» речь идет не о безусловном запрете рукоположения. 12-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных».

Тщательному рассмотрению подлежат и те кандидаты священства. которые обратились к нашей вере из ереси. В 19-м правиле 1 Никейского Собора о бывших павлианах говорится, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены».

Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных - неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6).

80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.» Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора - на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический».

Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто «Детей имеет верных» (Тит. 1:6). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами».

Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва - учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов... поставляти на церковное начальство... таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову».

Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия. 61-е Апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир».

От служителей Церкви требуются смирение, миролюбие, кротость. Апостол Павел учит: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен» (Тит. 1:7-8).

Церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Согласно 14-му правилу Василия Великого, ростовщик только в том случае может быть принят в клир, «аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти».

От кандидата священства требуются учительность, умение наставлять пасомых. В Послании к Титу сказано апостолом, что епископ должен быть «Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). А для этого нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения.

Во 2-м правиле VII Вселенского Собора говорится: «...Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священныя правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и постулата по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ». Требования относительно начитанности епископов в Священном Писании и канонах, выраженные в данном правиле, не высоки. Вальсамон объяснял это в своем толковании на рассматриваемое правило трудными обстоятельствами, в которых жила Православная Церковь в иконоборческую эпоху, предшествовавшую созыву VII Вселенского Собора.

В настоящее время кандидаты священства в основном готовятся в духовных школах, однако необходимость заставляет поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, хотя и не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных правил и богослужебного устава.

 

 

Препятствия социального характера.

Одни из них касаются семейного положения ставленника, другие - его обязанностей перед государством, третьи - его общественной репутации.

В отличие от католического права, православное церковное право не признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. В 8-м правиле св. Никифора Исповедника, которое помещено в «Пидалионе» и «Афинской Синтагме», сказано: «Дети, рожденные от наложниц или второбрачных или третьебрачных, если проводят жизнь достойную священства, могут быть священнослужителями».

Поэтому неосновательно суждение Н. С. Суворова, который считал, что в «восточном каноническом праве требование от посвящаемого законнорожденности» всего лишь «не высказано с такой ясностью, как в западном». В восточном церковном праве такого требования не существует вовсе. Вместе с тем, не принимая во внимание происхождение рукополагаемого, Церковь предъявляет строгие требования, касающиеся его поведения в браке. Церковные законы не допускают в клир второбрачных. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священнаго чина», - гласит 17-е Апостольское правило.

Разъясняя этот канон, Зонара отмечал: «Мы веруем, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быти произведенным в священство. Но кто после крещения совершит блуд, или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства».

Требование безусловной моногамии Церковь предъявляла к кандидатам священства издревле. Александрийский Патриарх св. Иоанн Милостивый в 641 г. в ответ второбрачному богачу, обещавшему в благодарность за посвящение его в диаконы пожертвовать большую сумму на голодающих, сказал: «Лучше погасить солнце, чем нарушить Божественный закон».  А Киевский митрополит Петр Могила в 1663 г. ответил шляхтичам, просившим не лишать второбрачных сана: «Я не смог бы это сделать, если бы это сказал и ангел с неба».

Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, даже брак на вдове или женщине, оставленной своим мужем, т.е. так называемая пассивная бигамия, составляет препятствие к священству. 18-е Апостольское правило гласит: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису. - В. Ц) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина».

Не допускаются к хиротонии и лица, продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодеянии: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго» (8 прав. Неокес. Соб.).

Брак кандидата священства должен быть не только моногамным, но также беспорочным и в других отношениях. На основании 19-го Апостольского правила возбраняется священство вступившим в брак с близкой родственницей - племянницей. А 36-е (45) правило Карфагенского Собора не допускает к рукоположению лиц, связанных браком с нехристианками и вообще с неправославными женами.

Все эти требования относятся лишь к низшим клирикам, диаконам и пресвитерам, ибо для епископов, согласно 13-му правилу Трулльского Собора, обязательным является безбрачие.

В Католической церкви со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. Впрочем, в Римской церкви целибат утвердился раньше, когда она еще хранила единство со Вселенским Православием, хотя обязательность его и отвергается канонами (13 прав. Трулл. Соб.).

Кандидат священства должен быть свободен от исполнения таких обязанностей перед государством, которые несовместимы со священнослужением.

Согласно 81-му Апостольскому правилу, не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления,» а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови».

В древности, когда существовало рабство, рабам тоже возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое время и крепостные не допускались до рукоположения. Не могут быть кандидатами священства и лица, лишенные свободы по судебным приговорам.

Клирики непременно должны иметь добрую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, «Надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (I Тим. 3:7). Поэтому кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики (14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф. Соб.), содержатели игорных домов.

Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью могут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часто делаются относительно канонического возраста ставленника.

 
 
kasmon.jpg

Сайты благочиний

Ермишинское благочиние:

selishipsd

Кадомское благочиние:

selishipsd

Касимовское городское благочиние:

selishipsd

Гусевское благочиние:

Елатомское благочиние:

yspsabyrpsd

Заречное благочиние:

Клепиковское благочиние:

Тумское благочиние:

Tuma

 

 

Пителинское благочиние:

chychkov1

Сасовское благочиние:

Чучковское благочиние:

chychkov1

Шиловское благочиние:

1chsilovo

Заокское благочиние:

2schilovo

Пятницкое благочиние:

3schilovo

 

Монастыри

п. Кадом :

kadjemon 5

с. Красный Холм:

krasnyholm 5

г. Касимов

KasimKaz

Объявления

Конструктор  Prihod.ru - площадка для создания православных ресурсов в интернете

Архив новостей

< Июня 2016 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Православный вестник

pravvestnik

Православная инициатива